Царские забавы: чем любил заниматься князь Алексей Михайлович в свободное от государственных дел время

Царские забавы: чем любил заниматься князь Алексей Михайлович в свободное от государственных дел время. Фото: Анна Быкова
Дворец царя Алексея Михайловича — одна из главных достопримечательностей столицы. Фото: Анна Быкова

В 2019 году со дня рождения царя Алексея Михайловича исполнилось 390 лет. Неспроста государя прозвали Тишайшим. Современники неоднократно подчеркивали мягкосердечие и добродушие царя. Но кроткий нрав не помешал Алексею Михайловичу править: он возглавлял Русь более 30 лет. За это время в стране произошел ряд масштабных изменений. При активном участии царя составили Соборное Уложение, которое на 175 лет стало основным законом государства. К Руси присоединили новые территории; в стране провели военную, денежную и церковную реформы.

Нынешний дворец возвели по архивным чертежам. Фото: Анна Быкова
Нынешний дворец возвели по архивным чертежам. Фото: Анна Быкова

Государь прославился и пышными торжествами, которые он регулярно проводил в своем дворце. В царской семье развлечениям и праздничным пирам уделяли особое внимание.

Как проводил досуг государь? Для ответа на этот вопрос корреспондент «Южных горизонтов» отправилась в музей-заповедник «Коломенское». 

Историческое сооружение, где несколько веков назад жил государь,  —  один из знаковых культурных объектов столицы. Дворец царя Алексея Михайловича возвели во второй половине XVII века. Однако в 1767 году деревянный терем разобрали. Спустя много лет в «Коломенском» появилась точная копия дворца, построенная на основе архивных чертежей. Свои двери для посетителей терем распахнул в 2010 году.

Когда заходишь во дворец, будто оказываешься в далеком прошлом. Кажется, что вот-вот из-за двери в окружении своей свиты выйдет сам государь и пригласит меня пировать.

К слову, блюда для царского стола всегда выбирали согласно церковными нормам и правилам. Государь был глубоко верующим человеком. Его семья соблюдала все четыре поста, которые сменялись в зависимости от времени года — Великий, Рождественский, Успенский и Петров.

Пока я рассматриваю причудливый интерьер дворца, ко мне присоединяется художник Виктор Моторин. Он часто проводит в тереме творческие мастер-классы, которые с удовольствием посещают любители искусства.

По словам Виктора Моторина, несмотря на все религиозные правила, еду царю всегда подавали на золотых блюдах, которые были инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями. Приглашенные на пир гости ели из посуды, соответствующей их статусу. Так, члены боярской думы вкушали пищу из золоченых тарелок и кубков, а стрелки и простые люди — из серебряной и оловянной посуды.

Все торжественные трапезы проходили в Столовой палате дворца, и ее убранство нисколько не отличалось по своему великолепию от блюд, из которых ел правитель.

— Кроме пиршеств царь любил европейскую культуру. Именно оттуда он позаимствовал идею организовать первый в России театр при дворе. Стоит заметить, что во времена правления Алексея Михайловича театральное искусство очень сильно порицалось религией. Актеров в XVII веке называли не иначе как «лицедеи» и «кривляки». Но князь очень полюбил театр и осуществил свою задумку 17 октября 1672 года, — рассказывает с упоением Виктор Маторин.

В этот день состоялся первый профессиональный спектакль в России. Девять часов вместе с боярами и думными чинами правитель следил за «Артаксерксовым действом».

Алексей Михайлович прославился пышными празднествами, которые он регулярно проводил в своем дворце.
Алексей Михайлович прославился пышными празднествами, которые он регулярно проводил в своем дворце.

— Как бы это ни было парадоксально, но первый российский спектакль был поставлен на религиозную тему. Его режиссером стал пастор Грегори, который позже стал первым драматургом страны, — поделился Виктор Маторин.

Он добавил, что текст пьесы делился на действия и картины, но проходил без антрактов и перерывов.

Все представления хотели сделать доступными лишь для взоров мужчин. Но царица Наталья Кирилловна Нарышкина изъявила желание посмотреть постановку. Тогда в Театральной палате поставили специальную решетчатую перегородку, которая отделяла ее от остальных гостей, но и не закрывала обзор.

С руки царя в России появилось не только театральное искусство. Образцы швейцарской мебели, обои, немецкие наряды, изучение астрономии и медицинская практика кровопускания — это лишь малая часть того, что привнес Алексей Михайлович в культуру своей страны.

Виктор Маторин отметил, что царь передал любовь к Европе своему сыну и наследнику престола Петру I. Немного позднее, во времена собственного правления империей, он, следуя примеру отца, стал привносить немалые новшества в менталитет и культуру русских людей.

Несмотря на все религиозные ограничения, народ на Руси очень любил и пировать, и веселиться. В этом не может не быть заслуги царя Алексея Михайловича. Его Дворец, пусть и перестроенный, даже спустя несколько веков радушно распахивает свои двери для всех гостей.