Православие учит помогать

Отец Дионисий

Иностранцы, приезжая в Россию, иногда сталкиваются с проблемами, которые в одиночку не решить. Зачастую в сложной жизненной ситуации оказываются матери-одиночки. На родине их не ждут, им сложно получить помощь в Москве — кругом чужие. Таких женщин легко обмануть, они плохо знают русский язык и не ориентируются в шумном мегаполисе.

Мы поговорили с отцом Дионисием (на фото), основателем благотворительного Центра помощи мигрантам «Рядом дом», о работе организации, о помощи людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, и адаптации детей мигрантов.

– С ноября 2018 года в Москве открылся благотворительный Центр помощи мигрантам«Рядом дом», скажите, чем он занимается на протяжении этого времени?

– Расскажу небольшую предысторию. До запуска Центра помощи мигрантам я сам имел опыт волонтерской социальной работы в различных проектах: среди бездомных, детей-инвалидов, престарелых. Когда я стал священником, то при храме мы завели книгу, в которой нуждающиеся могли описать свои проблемы и попросить помощи. Неоднократно я встречался с иностранцами, которые оказывались в нужде, попав в Россию. Это были и бездомные, мигранты, опустившиеся до алкоголизма, брошенные женщины с детьми, которые плохо могли связать несколько слов по-русски, семьи, в которых кормилец получил серьезную травму на стройке. Помочь им было особенно сложно. И в то же время я не встречал организаций, оказывавших им систематическую социальную поддержку. Я начал задумываться, как можно помогать систематически таким людям. Обсуждая эту проблему с коллегами, мы поняли, что есть направления помощи иностранцам, в которых они наиболее нуждаются: это юридическая, медицинская помощь, работа с их детьми, с брошенными семьями. Именно для такой систематической социальной работы и был задуман Центр помощи мигрантам «Рядом дом» и одноименный благотворительный фонд.

Уже второй год мы на постоянной основе развиваем наши благотворительные проекты: бесплатное образование для приезжих, мигрантов, беженцев, лиц без гражданства; медицинская помощь людям без ОМС и работа с просителями. В планах развитие помощи брошенным матерям-иностранкам.

– Не могли бы вы более подробно рассказать про направления вашей работы?

– На протяжении двух лет мы бесплатно готовим детей к школе, помогаем отстающим, обучаем русскому языку тех, кто вырос в иной языковой среде, занимаемся ранним развитием и организацией досуга для детей от 3 до 5 лет, помогаем с логопедией, решаем индивидуальные нестандартные проблемы. К примеру, ребенку из-за неуспеваемости ставят условие — сдача теста-допуска. Летом у нас была группа таких детей, слава богу, нам удалось организовать для них почти ежедневные уроки с индивидуальным репетитором, и ребята смогли пройти тест и перейти в следующий класс. У нас были совершенно разные семьи: африканцы, афганцы, кубинцы, больше всего выходцев из Средней Азии.

Начиная с ноября этого, 2019 года при поддержке Фонда им. Шодиева мы запускаем медицинскую помощь для иностранцев: при Центральной клинической больнице свт. Алексия Московского и Городской клинической больнице No 64 за счет фонда будут открыты прием врача общей практики (то есть специалиста, к которому можно обратиться с проблемами различного медицинского профиля) и бесплатная диагностика. Пока, конечно, проект довольно скромный, и пациент не может получить полного набора услуг, но минимальный комплекс исследований мы постараемся предоставить для тех, кто не имеет здесь права на бесплатное медицинское обслуживание.

Также периодически мы помогаем просителям: людям, которые попали в сложную ситуацию и требуют помощи — кого-то с детьми выгоняют на улицу из-за неуплаты аренды; у кого-то у ребенка неделю держится температура, денег нет, а в поликлинике они за бесплатно никому не нужны — даже смотреть не хотят. Приходится помогать, искать лекарства, работу, средства для этих людей.

– Кто обращается к вам за помощью?

– Несколько групп людей. Первая — семьи, которые недавно приехали в Россию не просто для временных заработков, но с целью остаться тут на годы. Их дети в то же время росли в Киргизии/ Узбекистане/Таджикистане, и они не знают русского языка. Вторая — семьи, которые уже давно живут в России вместе с детьми, но сами не могут помочь детям в учебе, третья — это семьи переселенцев, возвращенцев, беженцев, чьи дети также выросли в иной среде. Люди у нас совершенно разные: у многих по несколько высших образований, но они моют посуду каждый день по ночам, и только такое будущее ждет их тут, в чужой стране. Кто-то никогда и не выезжал на родине дальше своего кишлака. Много людей с серьезными жизненными проблемами: здесь, далеко от родины и общины, у многих пошатнулись семьи, матери-иностранки нередко воспитывают детей одни, у кого-то в России мужей арестовали или депортировали. Иногда дети не посещают уроки, но, когда начинаешь изучать их проблемы, тяжело их отчислять или ругать: мигранты часто работают без выходных, дети предоставлены сами себе, привыкают к планшету, безделью и улице, но родители ничего не могут изменить. Наиболее сложные ситуации в семьях беженцев: тех, кто приехал сюда в поиске укрытия при сложных экономических проблемах в родной стране, из-за войн, смены религии в странах ислама. Беженцы не знают русского, официально они и не беженцы, так как наше государство последнее время почти не выдает этот статус просителям. Недавно мы ходатайствовали от лица Церкви за одного христианина, предоставив переводы прямых угроз об убийстве при возвращении в Египет, но в ответ нам написали, что не видят никакой опасности в депортации человека на родину.

– Какая цель деятельности вашего центра? 

– Мы хотим оказывать от лица христиан социальную помощь людям, которые наименее защищены в нашей стране. Когда я был волонтером, то видел, что благотворительная помощь в Москве достаточно развита, но мало касается мигрантов и беженцев, некоторые фонды, к примеру, имеют право помогать только гражданам России. Мы как православные христиане имеем заповедь помогать всем людям, несмотря на цвет кожи и место рождения, у нас еще в Ветхом Завете есть заповедь о поддержке иностранца наравне с сиротой и вдовой. В России много иностранцев, многие их них ничем не обременены, они приехали заработать и могут вернуться домой в любое время. Но есть много тех, кто связан с Россией, кого дома уже мало что ждет, а иногда на родине уже и нет никого дома. В их семьях так же, как и на подвод ной лодке, любые происшествия могут быть крайне опасными. Человек заболел — потерял работу, — его с детьми выставляют зимой на улицу.

В конце концов, проблемы других людей всегда и наши проблемы. Если в соседней квартире начнется пожар, он опасен и для нас. Чем больше семей иностранцев, не имеющих тут социальных гарантий, будут опускаться на дно общества, тем ближе это дно окажется для нас самих. Мы дышим одним воздухом, живем в одном городе — именно поэтому обществу и русским гражданам важно поддерживать нас в нашем благотворительном начинании.

Новости партнеров