Шляпа или удав: как «Ночь искусств» перевернула взгляд на мир

Летчик, нарисованный песком. Фото: Мария Канина
Барашек и летчик из повести «Маленький принц», нарисованные песком. Фото: Мария Канина

Что такое искусство? Музыка или картины? Произведения известных мастеров XIX века или современных начинающих авторов? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, корреспондент «ЮГ» отправился на ежегодную акцию «Ночь искусств», которая прошла в столице 3 ноября. 

В этот день почти до ночи москвичи смогли бесплатно посетить музеи, театры, выставочные залы, библиотеки и другие культурные учреждения. Кроме постоянной программы, организовали и специальные мероприятия — перформансы, встречи с актерами, писателями и многое другое.

Выбор большой — определиться с чем-то одним я не смогла. Но мое внимание сразу привлекло мероприятие, связанное с повестью Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Многие очень любят это произведение, и я захотела понять, почему. 

Первым делом решила узнать, что подготовили для «Ночи искусств» в галерее «Загорье», ведь там часто показывают интересные экспозиции из популярных столичных музеев. В этот вечер там представят песочный спектакль по сюжету «Маленького принца». Игра актеров, создание мультипликаций и картин — все это знакомо каждому. Но рисование песком — дело необычное, особенно, когда это спектакль с живым музыкальным сопровождением. 

Создание песочной картины. Фото: Мария Канина
Процесс создания песочной картины. Фото: Мария Канина

Так искусство — это синтез творчества? Ведь в спектакле нашли воплощение живопись, музыка, литература и театр. Чтец Анастасия Бабиченко начала рассказывать повесть, и в этот момент на большом экране начал «оживать» песок. Художница Лилия Чистина сопровождала историю изображениями. Горстка песка, пара легких движений — и на экране возникла шляпа. Или это нечто другое?

Песочный рисунок удава, проглотившего слона. Фото: Мария Канина
Шляпа, которая оказалась удавом. Фото: Мария Канина

«А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять», — написал Антуан де Сент-Экзюпери.

То же самое происходит и с восприятием произведений искусства — смысл многих из них понимаешь не сразу. Чаще всего так происходит с абстрактными и современными работами.

Пока я задумалась об этом, на экране перед зрителями уже предстали летчик и Маленький принц. Еще пара штрихов — мы увидели розу, которую мальчик приручил и очень любил.  

Процесс создания песочной картины. Фото: Мария Канина
Добавление цветных акцентов в песочную картину. Фото: Мария Канина

Космос, рассуждения о жизни и людях, одиночество, дружба, любовь, — это произведение, кажется, стало одновременно самой трогательной детской сказкой и глубокой взрослой повестью. Маленький принц покорил мое сердце, и я решила еще раз послушать это произведение — вдруг я упустила важные детали? 

Так я оказалась в музее-заповеднике «Царицыно». Здесь «Ночь искусств» была в самом разгаре: тысячи людей, огромное количество экспозиций, музыкальные концерты и перформансы. Но я заранее знала, куда отправлюсь: свет софита озарял часть Верхнего Царицынского пруда. Многие из вас наверняка видели здесь необычный арт-объект — плот со стулом и открытой перед ним дверью. Четыре месяца инсталляция украшала водоем, и заставляла гостей музея-заповедника размышлять над ее смыслом. Каково было мое удивление, когда я узнала, что на создание арт-объекта художницу Марину Звягинцеву вдохновил «Маленький принц»!

Актер Иван Горячев читает «Маленького принца» с арт-объекта «Выход». Фото: Мария Канина
Актер Иван Горячев читает «Маленького принца» с арт-объекта «Выход». Фото: Мария Канина

— Главный герой повести смотрел на закат, сидя на небольшом стульчике. Я думаю, что каждому из нас необходимо место, откуда мы смогли бы любоваться заходящим солнцем. Ритм жизни вызывает желание побыть в спокойствии и одиночестве, чтобы ничего не отвлекало. Поэтому я решила установить арт-объект «Выход» на воде. Все желающие смогли мысленно перенестись на этот стул, остаться наедине с собой и природой. Это как маленькая затерянная планета, — отметила Марина Звягинцева. 

За этот вечер я узнала, что главный герой повести путешествовал по небольшим астероидам, где встречал совершенно разных людей. Там он открыл для себя разные взгляды на одни и те же вещи, — например, кто владеет звездами, — и познакомился со многими персонажами. Их образы были довольно гротескными — характерные черты сильно преувеличили. Такой прием используют и в театральных постановках, и в живописи. А ведь и разные точки зрения в искусстве — его неотъемлемая часть. 

Так, Маленький принц вдохновил меня на свое, пусть и небольшое, путешествие по метафорическим планетам. Я захотела поближе познакомиться с искусством, попробовать понять его смысл, взглянуть на вещи с разных сторон. 

Планета «Перформанс»

Интерактивный театральный перформанс «Царицыно глазами старожилов». Фото: Мария Канина
Интерактивный театральный перформанс «Царицыно глазами старожилов». Фото: Мария Канина

Ближайшей ко мне «планетой» стал театр, а точнее — интерактивный перформанс в Хлебном доме. Кирпичный антураж, бельевые веревки, чемоданы, коммуналка — актеры показали прошлое «Царицына». Затем они узнали, что связывает зрителей с музеем-заповедником. 

Интерактивный театральный перформанс «Царицыно глазами старожилов». Фото: Мария Канина
Интерактивный театральный перформанс «Царицыно глазами старожилов». Фото: Мария Канина

Один из гостей ответил, что они с семьей пришли в «Царицыно» впервые. И вот перед зрителями уже не актер, задавший вопрос, а пораженный красотой парка и дворцового комплекса человек. Затем артисты сымпровизировали и другие эпизоды из жизни посетителей перформанса, связанные с музеем-заповедником. 

— Каждый, приходящий сюда, создает свою, собственную историю «Царицына», — отметили актеры в завершение постановки. 

Значит, история может быть искусством. А что насчет искусства в истории?

Планета «Королевство»

Скульптура Екатерины Великой. Фото: Мария канина
Скульптура Екатерины Великой. Фото: Мария Канина

Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, я отправилась на выставку «Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения». На входе меня встретила сама королева — вернее, ее картонная копия. Мысленно сделав реверанс, я отправилась осматривать ее хоромы. Побывала в рабочем кабинете, в столовой, и в приемном зале — там я, кстати, снова встретилась с образом Екатерины Великой. 

Элементы королевского кухонного убранства. Фото: Мария Канина
Элементы королевского кухонного убранства. Фото: Мария Канина

Здесь и архитектура, и роскошная посуда, — мастера прошлого умели создавать произведения на века. Но будут ли так же долго жить работы современных авторов?

Планета «Современная» 

Инсталляция, представленная на выставке «Желтый звук». Фото: Мария Канина
Инсталляция, представленная на выставке «Желтый звук». Фото: Мария Канина

Как только я попала на выставку «Желтый звук», то сразу поняла, что современное искусство существенно отличается от того, чем любовались в прошлом. Экспозицию посвятили адаптации одноименного произведения композитора Альфреда Шнитке. Авторы превратили музыку в абстрактную живопись.

Девушка с интересом рассматривает экспонаты выставки. Фото: Мария Канина
Девушка с интересом рассматривает экспонаты выставки. Фото: Мария Канина

Здесь я увидела музыкальные инструменты, черные полосы на холсте, пингвинов, склонившихся над стеклянным шаром, и многие другие не совсем понятые мне вещи. Все было настолько простым, но странным и сложным. По-другому не описать.

«Но глаза слепы. Искать надо сердцем», — сказал однажды Маленький принц. 

Сердцем мне эти произведения очень понравились. Пусть я и не вникла в их смысл, но ведь он есть. Мне очень понравился экспонат, связанный с художником Василием Кандинским. Вы знали, что его картины можно отличить по большому количеству тонких черных полос? 

Экспонат, представленный на выставке «Желтый звук». Фото: Мария Канина
Экспонат, представленный на выставке «Желтый звук». Фото: Мария Канина

А что, если искусство — это не красота, а заложенная идея? С этой мыслью я продолжила свое путешествие. 

Планета «Глиняная»

Выставка керамической игрушки. Фото: Мария Канина
Выставка керамической игрушки. Фото: Мария Канина

В одном из залов Хлебного дома меня встретили непонятные существа. Лошади, медведи, кваказябры — это была выставка игрушек из глины. Внимание сразу привлекли фразы, размещенные над поделками. Особенно мне понравилась одна загадка: «Четыре четырки, две растопки, один вилюн, один фыркун, два стеклышка в нем». Как думаете, что это?

Необычное существо, созданное из глины. Фото: Мария Канина
Необычное существо, созданное из глины. Фото: Мария Канина

Не знаю, какие эмоции и мысли вызывают эти игрушки у посетителей, но мне они показались пугающими и в то же время милыми. История о Маленьком принце научила меня тому, что если взглянуть на вещь с разных сторон, можно по-новому ее понять. 

А еще она рассказала, как видеть красоту даже в самых простых вещах. Маленький принц очень полюбил розу, ведь на его планете росли в основном трава и надоедливые баобабы. В завершение своего путешествия я решила полюбоваться простой красотой. Возможно там, куда я пойду, растет та самая роза, которую когда-то нашел герой повести Антуана де Сент-Экзюпери.

Планета «Зеленая»

Разнообразие кактусов, представленных в Царицынской оранжерее. Фото: Мария Канина
Разнообразие кактусов, представленных в Царицынской оранжерее. Фото: Мария Канина

Последней «планетой», которую я посетила, стали Царицынские оранжереи. Здесь и тропические растения, и кактусы, даже томаты. Я слышала, что гибискус — это китайская роза. Интересно, полюбил ли бы его Маленький принц так же сильно?

Оранжевый гибискус, растущий в оранжерее. Фото: Мария Канина
Оранжевый гибискус, растущий в оранжерее. Фото: Мария Канина

Пройдя по оранжерее, я обратила внимание на то, что каждое растение по-своему уникально. Даже самые простые представители флоры чем-то отличались от собратьев. Интересное цветовое сочетание, необычная форма листьев. И каждая деталь играет свою роль. Значит, природа — это тоже искусство? 

«У каждого человека свои звезды.  Одним — тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они — как задача, которую надо решить»,отметил однажды Маленький принц. 

Так и с искусством: это не картины, не музыка, не литература, не шляпа и не удав, проглотивший слона. Благодаря своему путешествию я поняла, что искусство — это не только красота, но прежде всего те мысли и эмоции, которые возникают у зрителя или слушателя. Не всегда важно, что на самом деле имел в виду автор. 

Разные предпочтения, жизненный опыт и взгляды наделяют одно и то же произведение уникальными смыслами. А значит, и понятие искусства для каждого свое.