Всеволод Шиловский: Я хулиган и никогда этого не скрывал

25 июня 2009 года. Режиссер Всеволод Шиловский уверен: комедия — один из сложнейших жанров в кинематографи. Фото: Григорий Сысоев/ИТАР-ТАСС
25 июня 2009 года. Режиссер Всеволод Шиловский уверен: комедия — один из сложнейших жанров в кинематографи. Фото: Григорий Сысоев/ИТАР-ТАСС

Народный артист Всеволод Шиловский хорошо известен зрителям по фильмам «Узник замка Иф», «Интердевочка», «Следствие ведут Знатоки», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман», «Торпедоносцы».

Он снял комедию «Миллион в брачной корзине», побившую все рекорды популярности. Шиловский является вице-президентом самого веселого в стране Открытого фестиваля кинокомедии «Улыбнись, Россия!», который прошел в 20-й раз.

Всеволод Николаевич, вы так преданно и нежно любите комедии.

— Я очень люблю комедию. И очень люблю потрясающую женщину Аллу Сурикову, президента фестиваля «Улыбнись, Россия!», которая многие годы проводит его на радость зрителю, взвалив на свои хрупкие женские плечи очень тяжелую ношу. Она ведь начинала фестиваль, когда в стране кинопроизводство и прокат были развалены, и ее идея многим представлялась авантюрой чистой воды. Но мы, артисты, все немного «чокнутые» (так называется комедийный фильм А. И. Суриковой — «Чокнутые». — «ЮГ»).

Ходят слухи, что «Миллион в брачной корзине» вам удалось снять за семнадцать дней, потому что вы, извините, хулиган…

— Да, я хулиган, причем никогда этого не скрывал. И на этой картине я сумел проявить свои лучшие хулиганские качества. Я помню ту феноменальную ночь, когда мне пришла на ум авантюрная идея сделать из спектакля МХАТа художественный фильм, причем в очень короткие сроки. Директор Одесской киностудии Лымарь, услышав, спросил: «Ну и как ты собираешься это сделать?» А я собирался нарушить все законы производства того времени и, заплатив рабочим зарплату за три месяца, построил декорацию за две недели. А фильм снял за семнадцать дней. Каждый мой шаг вызывал сопротивление Госкино Украины (снимали мы на Одесской студии). Возражения были примерно следующие: «Оболенский — маразматик, Ширвиндт — еврей, Софико Чиаурели — некрасивая армянка, совершенно без обаяния — Аминова и Удовиченко, Фарада не смешной, а мальчика и девочку — Яковлева и Кабо — можно было бы и получше найти». Но я все-таки начал снимать, причем с такой космической скоростью, что студия застонала. По правилам я должен был показать первые пятьсот метров отснятого материала на коллегии Госкино Украины. Недолго думая попросил монтажера нарезать пленку кусками, да помельче.

Поистине хулиганский поступок…

— Да. Они эти обрубки отсмотрели и на протяжении двух часов вполне серьезно их обсуждали. А когда закончили, фронтовик, заместитель председателя Госкино Сиволап меня спросил: «Ну, скажите что-нибудь». Ну я и сказал, что они смотрели срезки, и что даже я, автор, не понимал, что там: «А вы ведь сейчас, дорогие товарищи, два часа рассуждали о серьезном искусстве». С членами худсовета был инфаркт и инсульт одновременно. Но фильм мне дали доделать. И он тогда побил все рекорды популярности. Всеволод Николаевич, в Школе-студии МХАТ вы учились у великих артистов — Кедрова, Ливанова, Станицына, Грибова, Яншина, Кторова, Тарасовой.

Чему они вас научили?

— Азам: плакать, спотыкаясь на ровном месте, подниматься, строить роли самостоятельно. При этом нас поставили на такие мощные рельсы, что уже невозможно было отклониться в сторону, именно поэтому артисты моего поколения и оказались долгожителями в искусстве.

Говорят, что они очень ценили юмор. Чем вы их удивляли при поступлении?

— Я читал «Иудушку». Когда читаешь такое, надо к зрителям обращаться прямо. Я, помню, обнаглел и, обращаясь к великому Топоркову, сидящему в приемной комиссии, произнес: «А ты встань… встань. И иди ко мне…» Топорков от неожиданности даже снял очки: «Что такое?». А я продолжил: «Встань, иди ко мне, ты же хорошо себя чувствуешь? Я к тебе с любовью, а ты…» Вся комиссия крякнула, и я понял, что попал. Конкурс в том году был пятьсот человек на место.

Досье

Всеволод Шиловский родился 3 июня 1938 года в Москве. Окончил Школу-студию МХАТ. Затем в течение 26 лет совмещал активную съемочную деятельность с работой во МХАТе. А в 1987 году сосредоточился на кинематографе. Сейчас руководит актерской мастерской во ВГИКе им. С. А. Герасимова.

Новости партнеров