Летопись о выставке «Тайны древностей и наскальной живописи Сибири и Дальнего Востока»

Петроглиф — это выбитые или нанесенные краской изображения на каменной поверхности. Фото предоставили сотрудники пресс-службы галереи «Загорье»
Петроглифы — это выбитые или нанесенные краской изображения на каменной поверхности. Фото предоставили сотрудники пресс-службы галереи «Загорье»

Петроглиф… Весьма непривычное для уха слово. Первая его часть вызывает какие-то ассоциации. Кто-то вспомнит имя Петр, прочно вошедшее в русскую антропонимику; а те, кто был на Ближнем Востоке, подумают о знаменитом городе Петра с необычной архитектурой. У этих слов общее происхождение от греческого слова petros, что в переводе означает «камень». Именно рисункам на каменных поверхностях посвятили выставку «Тайны древностей и наскальной живописи Сибири и Дальнего Востока», которая открылась в галерее «Загорье» 16 ноября.

Корреспондент «Южных горизонтов» отправился посмотреть, чем привлекательна новая экспозиция, и как она отразила культуру далекого прошлого.

В холодный московский вечер, отнюдь не радовавший глаз яркими красками, многим бы захотелось окунуться в интересную и необычную реальность. Экспозиция, представленная на выставке, невольно вынуждала фантазию разыграться. Например, сразу бросилось в глаза большое изображение одного из петроглифов, на котором можно различить черты разных древних животных. Посмотрев на другие экспонаты, посетитель заметит и наскальные портреты древних людей, сцены охоты и ритуальных танцев, погружающие в мир первобытных верований, магов, колдунов и шаманов.

За разъяснением загадочных рисунков гости смогли обратиться к научному сотруднику музея-заповедника «Томская Писаница» Людмиле Скрябиной. Она приняла активное участие в организации выставки и выступила в качестве консультанта. Уже много лет специалист занимается исследованием петроглифов, и своими знаниями она поделилась на лекции, проведенной в рамках выставки.

В составлении экспозиции приняли участие сотрудники музея-заповедника «Томская Писаница». Именно там первые петроглифы нашел ученый Даниэль Готлиб Мессершмидт. Фото: Антон Онищенко
В составлении экспозиции приняли участие сотрудники музея-заповедника «Томская Писаница». Именно там первые петроглифы нашел ученый Даниэль Готлиб Мессершмидт. Фото: Антон Онищенко

— Данные изображения относятся к рубежу III — II тысячелетия до нашей эры, к бронзовому веку. Исследование петроглифов началось еще в начале XVIII века, когда немецкий ученый Даниэль Готлиб Мессершмидт отправился в экспедицию в Сибирь по приказу Петра I. Именно он нашел первые рисунки на камнях, которые впоследствии получили название «петроглифы», — рассказала Людмила Скрябина.

По словам специалиста, петроглифистика начала активно развиваться в 1970-1980-х годах. Именно тогда советские ученые открыли способ копирования древних рисунков с помощью микалентной бумаги. Материал, до этого применявшийся в союзном авиапроме, позволил сделать точные копии петроглифов и исследовать наскальную живопись в лабораторных условиях.

— Например, на одном из рисунков были изображены жилища, которые люди возводили в эпоху бронзового века. Так мы получили представление о принципах строительства домов в это время. Кроме того, сопоставив данные, можно более точно установить время появления этих петроглифов, — рассказала Людмила Скрябина.

И хотя способ копирования с помощью микалентной бумаги уже вытеснил более современный метод факсимиле, полученные изображения действительно поражают воображение. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть в древних людях стремление оставить свой след в истории. Наивность и простота рисунков вкупе с тягой к прекрасному, к искусству — это то, что еще в XVIII веке с восторгом отмечал знаменитый деятель французского Просвещения Жан-Жак Руссо, когда воспевал оды первобытному человеку и призывал вернуться к этому состоянию.

На выставке посетителям предложили самим почувствовать себя исследователями. Для этого организаторы провели мастер-класс по созданию копий древних рисунков. В качестве «петроглифов» здесь представили доски, на которых были вырезаны изображения, на манер тех, что создавали первобытные люди. Достаточно было приложить к ним обычную бумагу, крупными штрихами разрисовать поверхность, и у гостей получались красочные копии образцов наскальной живописи.

Доска с нанесенным на ней рисунком. Фото: Антон Онищенко
Доска с нанесенным на ней рисунком. Фото: Антон Онищенко
С помощью специальной техники все желающие нарисовали петроглиф. Фото: Антон Онищенко
С помощью специальной техники все желающие создали петроглифы. Фото: Антон Онищенко

Вообще, Сибирь и Дальний Восток — подлинный клондайк петроглифов. На территориях, которые когда-то покорял смелый полководец Ермак, и на которые ступала нога знаменитого первопроходца Ерофея Хабарова, за несколько веков нашли целую россыпь рисунков на древних каменных поверхностях. Среди них особняком как раз выделяется музей-заповедник «Томская Писаница». Именно там первые петроглифы нашел медик и ботаник Даниэль Готлиб Мессершмидт. И настоящей удачей для любителей древней истории стало то, что сотрудники учреждения решили организовать выставку наскальной живописи в Москве.

Большой вклад в организацию выставки внесла и студентка Александра Хаткевич. Изучение особенностей трактовок политических режимов на втором курсе Московского государственного университета не заслонили живого интереса девушки к историческому наследию восточных территорий России. Например, она принимает активное участие в работе научно-просветительского центра «Музей Сибири и Дальнего Востока».

— В организации выставки нам очень помогли и другие университеты и музеи, представившие свои материалы. Собранных копий петроглифов хватило для того, чтобы составить экспозицию. Для нас очень важно показать, что Сибирь — это не только холод и огромные неосвоенные земли. Поражающие своей красотой территории хранят нечто особенное, что мы и хотели продемонстрировать, — поделилась Александра Хаткевич.

На выставке представлены и камни, которые послужили полотном для рисунков древних людей. Фото: Антон Онищенко
На выставке представлены и камни, которые послужили полотном для рисунков древних людей. Фото: Антон Онищенко

Организаторы выставки хотели не только популяризировать историю и вызвать подлинный интерес у горожан.

— Когда мы проводили социологический опрос, выяснилось, что лишь единицы слышали о слове «петроглиф». Большинство же впервые узнали о нем. Поэтому у нас вместе с представителями объединения «Выставочные залы Москвы» появилась идея организовать такую выставку. Очень рады, что задумку удалось реализовать, поскольку мы заинтересованы в популяризации исторического и культурного наследия России, — рассказала методист галереи «Загорье» Юлия Иванова.

Действительно, выставка «Тайны древностей и наскальной живописи Сибири и Дальнего Востока» — позитивный пример нетривиального подхода к познанию истории. Такой способ доказывает, что изучение прошлого не ассоциируется со скучными книгами и зазубриванием огромного количества имен и дат.

Естественно, страницы летописей могут и должны играть яркими красками, которые пробудят интерес к событиям давних лет как у детей, так и у взрослых. Для этого и нужно проводить подобные выставки, где древность буквально оживает у тебя на глазах. Так люди станут ближе к познанию истории, которая у нашей страны, вне всяких сомнений, богатая и великая.