Белеет парусов зубчатая гряда

23 февраля 2019 года. Римма Алдонина (прошлой весной она отметила свой 91-й день рождения) показывает проекты Нагатинской набережной. Фото: Элина Максимова
23 февраля 2019 года. Римма Алдонина (прошлой весной она отметила свой 91-й день рождения) показывает проекты Нагатинской набережной. Фото: Элина Максимова

В этом номере мы завершаем серию публикаций о жительнице Даниловского района, архитекторе и поэте Римме Алдониной. Она работала зодчим почти 45 лет и приложила руку к созданию многих достопримечательностей Южного округа.

 В 1954–1956 годах Римма Алдонина проектировала дома № 5 и № 8 по Автозаводской, а в 1960 году — квартал на улице Трофимова, в котором до сих пор живет сама (мы рассказали об этом в номере от 22 марта 2019 года). В 1959–1960 годах Римма Петровна занималась планировкой нового района, который теперь называется Царицыно, а в 1970–1980-е годы участвовала в проектировании района Нагатино (номер от 17 мая). В 1968–1976 годах Римма Алдонина была в команде, которая реконструировала Дворец культуры ЗИЛ (номер от 23 августа).

А наш сегодняшний рассказ — о ее работе над архитектурным ансамблем Нагатинской набережной в 1972–1980 годах.

ОСОБОЕ МЕСТО

К 1970 году район Нагатино был застроен пятиэтажками с отдельными вкраплениями девятиэтажек. Пустовала только полоса у самого берега шири- ной чуть меньше ста метров и длиной четыре километра.

— Место требовало крупного ритма и интересного силуэта, — говорит Римма Алдонина. — Став руководителем бригады и главным архитектором проекта, я вместе с молодым коллегой Костей Запасовым предложила застроить эту полосу ансамблем из домов переменной этажности, от 10 до 25 этажей, с акцентами из 35-этажных башен в начале и в конце набережной. Руководитель мастерской № 11 Павел Зиновьев поддержал нас.

Ступенчатые силуэты зданий у воды, похожие на паруса, были к тому времени уже известны — так строились отели на французских и болгарских курортах. Но там, как правило, ступень служила террасой для гостиничного номера. Римма Алдонина и ее коллеги предложили делать ступень размером в жилую секцию и ее крышу использовать так же, как остальные крыши в городе.

— Одна журналистка допытывалась у меня, какую экономическую выгоду даст ступенчатость, — улыбается Римма Петровна. — Я отвечала, что квартир в доме из девяти секций будет столько же, как если бы все секции имели 16 этажей.

Ступенчатым он сделан из эстетических соображений. Тогда это звучало как крамола.

УСТУПЫ И УСТУПКИ

В 1972 году проект был согласован. К 1976 году появились первые три секции в 10, 13 и 16 этажей, а потом работа застопорилась.

— Домостроительный комбинат № 3 соглашался воз- водить более высокие секции, только если в них не будет ни одной (!) нетиповой детали, — вспоминает Римма Алдонина. — А их там было 18...

Несколько лет на пустой набережной торчал уступчатый огрызок дома. А затем, на счастье Риммы Петровны и ее коллег, в Северном Чертанове начали проектировать Образцово-показательный жилой район (ОПЖР), и для него Московский НИИ типового и экспериментального проектирования стал разрабатывать «секции повышенной этажности» — правда, только угловые. Создатели нагатинского ансамбля решили совершить эстетическую уступку и воспользоваться этой новинкой.

— Мы с Павлом Зиновьевым вышли с совещания, достали генплан первого дома и прямо в коридоре перерисовали все прямые секции в 19 и 23 этажа на угловые, — рассказывает Римма Алдонина. — Дом получался угловатый, но силуэт в целом сохранялся.

КАК ЧЕМОДАН НА ОБЕДЕННОМ СТОЛЕ

К 1986 году застройка набережной завершилась. За это время архитекторам пришлось пережить еще ряд компромиссов.

— Восточный конец набережной вместо трех стройных 35-этажных башен заканчивается типовыми широкими 22-этажками, — перечисляет Римма Алдонина. — А главное — не были построены ни детские сады, ни магазины, ни гаражи.

20 лет Римма Петровна по нескольку раз в день любовалась на эту бело-синюю зубчатую гряду парусов — она ведь живет напротив, через реку. Но в одно далеко не прекрасное утро уже после 2000 года подошла к окну — и увидела на другом берегу кран. Как раз на том месте, где по проекту предполагался детсад. Она сразу поняла, что кран там появился вовсе не для запоздалого восстановления ее задумки. Время было такое, что о социальных объектах многих песен сатирического ансамбля архитекторов «Кохинор и Рейсшинка».

А на пенсии стала писать книги для детей, выпустила уже больше 30 изданий. Ежедневно с 14 до 15 часов она гуляет по району, а потом садится за ноутбук.

И начинает застраивать белое поле экрана рядами слов — здесь она сама себе и заказчик, и архитектор, и каменщик.

Цитата:

Хоть поверьте, хоть проверьте Только сон приснился мне, Будто я попала в Завтра, Как случается во сне. Там у самой кромки леса, У Чертановской черты Вырастал квартал чудесный Небывалой красоты! ОПЖР тара-рурура, Один на весь СССР тара-рурура, Еще нигде такого нет, тара-рурура Ты удивишь весь белый свет <…> Но пока тебя построят И отделают пока, Мы застроим всю столицу До последнего клочка!..

Римма Алдонина (с коллективом авторов «Кохинор и Рейсшинка»). 1973 г.

Новости партнеров