Руководитель нового формата

Директор Московского культурного центра «Северное Чертаново» Никита Беляков. Фото: Алексей Орлов
Директор Московского культурного центра «Северное Чертаново» Никита Беляков. Фото: Алексей Орлов

В Московском культурном центре «Северное Чертаново» не так давно прошел капитальный ремонт с реконструкцией, полностью обновившей интерьеры. Компьютеризация, современное музыкальное, сценическое оборудование, современные кресла в зрительном зале. Не центр – загляденье! Но не стены делают здание средоточием культурной жизни района, а люди — дружная команда единомышленников, умеющих дарить радость людям. По крайней мере так считает директор центра Никита Беляков.  

«Руководитель» — слово серьезное. При звуке его сознание большинства из нас подсказывает образ солидного дяди в строгом костюме, с дорогим кожаным портфелем, набитым документами чрезвычайной важности, с тяжелым взглядом за стеклами больших роговых очков и с вечным телефоном возле уха.

Но директору МКЦ Никите Белякову до солидного возраста еще как минимум четверть века. Костюм, конечно, имеется, но он — для официальных приемов и визитов в вышестоящую организацию. В обычные дни можно появиться на работе в модном джемпере с удобными трикотажными брюками, в кроссовках-сникерсах и с кожаным браслетом на руке. А плоский серебристый ноутбук содержит столько полезной для работы центра документации, что, пожалуй, на несколько десятков портфелей хватит.

— Если рассматривать нашу деятельность, скажем, как производство, то, помимо каких-то материальных средств, в него надо вкладывать талант и душу, — говорит Никита. — А конечный продукт у нас — яркий концертный номер на сцене, дружно подхваченная залом душевная песня, первая нарисованная ребенком картина. Мы производим такие нужные в суете повседневности эмоции, как радость, эстетическое наслаждение, удивление, восхищение. Почему же директор такого производства должен выглядеть как какой-то стереотип?

По словам Никиты, на обновленной сцене артисты центра могут сыграть любую мизансцену. Фото: Алексей Орлов
По словам Никиты, на обновленной сцене артисты центра могут сыграть любую мизансцену. Фото: Алексей Орлов

Физика или лирика

Никита возглавляет коллектив центра с начала последнего творческого сезона. Проще говоря, его карьере примерно полгода. Но опыт руководящей работы имелся и до этого назначения: в «Северное Чертаново» наш герой пришел с поста заместителя руководителя Московского продюсерского центра, где он работал с 2014 года. Сегодня МКЦ  входит в состав организации в качестве структурного подразделения

— В детстве я не думал, что буду заниматься какой-либо организационной деятельностью в области культуры, — на лице нашего собеседника появляется чуть смущенная улыбка. — Я родился в обыкновенной трудовой семье в городе Рыбинске. Мама у меня по образованию — инженер-технолог на текстильном производстве. Папина карьера вообще началась сразу после школы — он у меня со средним специальным, без университета за плечами. Но это не помешало ему быть человеком мудрым и привить мне привычку отдаваться работе со всей душой. Между прочим, отец сейчас стал вполне успешным предпринимателем, у них с мамой — свое дело.

В школе Никита был на хорошем счету — в дневнике одни «хорошо» и «отлично», особенно по математике. Без труда поступил в Рыбинский государственный авиационный технический университет и успешно его окончил.

Через какое-то время после выпуска он решился на переезд в столицу. Отправил резюме в Московский продюсерский центр, на которое получил положительный ответ. Получил второе высшее образование — уже не техническое, а гуманитарное. А через какое-то время попал в «Северное Чертаново».

— И, представьте, прикипел сердцем к этому культурному центру, к его замечательному коллективу, к этому многоэтажному району на юге столицы. Это — мое, понимаете? — говорит Никита.

Одна большая семья

А прикипеть тут есть к чему. Усилиями Никиты и его сплоченной команды, из которой быстро отсеялись все случайные люди, «Северное Чертаново» стал настоящей точкой притяжения и объединения для жителей района. Шестнадцать бесплатных творческих студий, 273 бюджетных места. Зона коворкинга, где творческому человеку можно и с компьютером посидеть, и заняться рукоделием или рисованием, и даже станцевать на отдельной площадке. Отличная сцена, но почему-то с абсолютно черными занавесом, задником и кулисами…

— А это для развития воображения у наших актеров, — говорит Никита. — И для того, чтобы зрителя ничто не отвлекало от действа на сцене.

Никита Беляков со своими коллегами (слева направо) — Светланой Сотовой, Анастасией Шестиалтыновой, Юлией Филипповой, Екатериной Ролик и Евгенией Плаксуновой. Фото: Алексей Орлов
Никита Беляков со своими коллегами (слева направо) — Светланой Сотовой, Анастасией Шестиалтыновой, Юлией Филипповой, Екатериной Ролик и Евгенией Плаксуновой. Фото: Алексей Орлов

Все действующие в центре кружки и студии здесь делятся на четыре творческих направления. Первое — назовем его «Тело» — объединяет секции, которые способствуют физическому развитию человека, то есть в основном спортивные. Второе — «Интеллект» — это кружки технического творчества, например, такие как студия робототехники. Затем — «Чувства». Здесь все, что обращается к эмоциональному восприятию человека. И, наконец, «Среда». Оно объединяет те виды искусства, науки и спорта, где не обойтись без командного взаимодействия, — литературный клуб, например, или народный театр.

— На самом деле любая классификация условна. Но приоритет определить всегда можно. Это нужно не столько тому, кто пришел танцевать, петь, учить испанский или собирать радиоуправляемые «живые машинки», сколько преподавательскому составу. Чтобы работать без суеты, аккуратно, планово, — рассказывает Никита. — Попробую объяснить. Вот, скажем, приходит ко мне новый человек — на работу хочет. Педагог по вокалу. Голос как у Карузо! А я не могу сходу доверить ему учеников. Умеешь петь сам — не факт, что сумеешь эффективно учить других. Я ему и говорю: покажите мне ваш методический план! Или хоть расскажите, с чего мы начнем, каких учеников наберем, по какому расписанию будем заниматься, какого результата достигнем к концу сезона? Если он сможет мне ярко, логично, честно ответить на все вопросы — вот тогда и станет одним из нас. Потому что представляет и место своего искусства в мире, и способы обучения ему, и методы воздействия на ученика. У него результат будет, и дети его полюбят. Я всех сотрудников по этому принципу подбирал, поэтому мы — одна семья!