Дело семейное: пара художников преподает в Культурном центре ЗИЛ

Николай и Татьяна Селивановы. Фото: Михаил Подобед
Николай и Татьяна Селивановы. Фото: Михаил Подобед

Татьяна Селиванова — художник-график, участник российских и международных выставок и проектов. Сегодня она вместе с мужем Николаем преподает в мастерской художественного проектирования Культурного центра ЗИЛ.

Татьяна Владимировна с детства любила рисовать. Ее родители не были связаны с творчеством, но поддерживали девочку во всех начинаниях.
— Я очень часто общаюсь с детьми и их родителями и вижу, как важно хвалить ребенка за его старания и стремления, — говорит Татьяна. — Это очень мотивирует малыша. Именно благодаря поддержке своей семьи я и стала развиваться как художник.

 1998 г. Татьяна Селиванова в Петергофе. Фото из семейного архива
1998 г. Татьяна Селиванова в Петергофе. Фото из семейного архива

В конце 1970-х Татьяна Селиванова поступила в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года. В те годы оно считалось одним из самых лучших творческих учреждений Москвы.

— На протяжении всех четырех лет у меня были потрясающие преподаватели, — вспоминает Селиванова. — Благодаря им мы узнавали о художниках, чьи работы были официально запрещены в Советском Союзе. Это было познавательно для начинающих творческих специалистов.

В этом же училище Татьяна познакомилась со своим будущим мужем Николаем. С тех пор они создают проекты вместе. В 1990-е годы супруги Селивановы пришли работать в детскую художественную школу.

— Там и началась наша педагогическая деятельность, мы делали большие инсталляционные выставки. Начальство предоставило нам много свободы, — улыбается Татьяна. — Школа не была заточена под академическое обучение, что очень нам нравилось.

Позже Селивановы решили, что готовы создать и собственную учебную мастерскую. На протяжении восьми лет они делились опытом с юными художниками в своей авторской школе. А в 2012 году началось сотрудничество Татьяны и Николая с Культурным центром ЗИЛ в Даниловском районе.

— Это очень старый культурный центр со своей историей и укладом. Здесь мы никогда не ставили задачу идти против установленных традиций, — рассказывает Татьяна. — Но и классическую систему художественной школы с ее делением на рисунок, живопись и композицию мы тоже повторять не хотели.

Основной педагогический принцип Селивановых — научить детей придумывать свои собственные образы и воплощать их в жизнь.

— Выпускники разных лет, которые учились у нас, сейчас работают не только в сфере живописи. Многие стали режиссерами, сценаристами, мультипликаторами, словом, пошли в те профессии, которые требуют создания своего мира, — говорит Татьяна.

Елка с волшебным фонарем

Татьяна и Николай продолжают общаться и сотрудничать со своими выпускниками. Один из проектов, в котором принимают участие бывшие и нынешние ученики Селивановых, — «Арт-Елка».

— Термин был придуман впервые в 2000 году. В течение многих лет «Арт-Елка» проходила в Третьяковской галерее, но немного под другим названием — «Арт-Ель». В 2012 году мы обосновались в ЗИЛе и с тех пор реализуем этот проект здесь, — говорит Татьяна.

«Арт-Елка» — это крупные экспозиционные проекты при участии нескольких студий и приглашенных авторов. Выставка открывается в декабре, и в течение нескольких месяцев жители Москвы могут бесплатно посетить ее.

— В этом году «Арт-Елка» посвящена истории развития медиа и получила название Laterna magica («волшебный фонарь» с латинского). Мы с мужем всегда интересовались этой темой, — говорит художница. — Мы предложили детям сделать оптические приспособления, подобные тем, которые использовались для создания «движущейся картинки» в эпоху рассвета кинематографа.

Например, дети от трех лет рисовали иллюстрации к фильму «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса 1902 года. Художники пяти-семи лет работали над «волшебным фонарем» — копией аппарата для проекции изображений, разработанного в XVII веке. В создании выставки также принимали участие ученики Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.

— А детям постарше мы дали задание посмотреть три фильма, ставшие классикой фантастики и антиутопии: «Путешествие на Луну», «Кабинет доктора Калигари» 1920 года и «Метрополис» 1927 года, — рассказывает Татьяна. — Они создали иллюстрации, но не с персонажами и кадрами из фильмов, как можно было бы подумать, а изображения, которые, на их взгляд, передают эстетику кинолент.

Работы юных художников. Фото: Михаил Подобед
Работы юных художников. Фото: Михаил Подобед

Домашняя работа по... инфографике

Помимо педагогической деятельности, Татьяна и Николай Селивановы занимаются еще и составлением учебных пособий по изобразительному искусству.

— В 1990-е годы нам казалось, что работа на художественном комбинате — лучшее, что может с нами произойти. Там всегда будут заказы и стабильная зарплата, — смеется Татьяна . — Ведь тогда мы еще не знали о компьютерах и тех возможностях, которые они дают.

Татьяна и Николай освоили технологии благодаря своим ученикам. Уже в конце 1990-х годов Селивановы стали внедрять компьютеры в систему художественного образования. Этой теме посвящены их книги и публикации в академических и научно-популярных изданиях.

— Мы создали несколько учебных пособий для школьников. С 2000 по 2012 год я работала в Институте художественного образования и культурологии Российской академии образования. Тогда нам с Николаем предложили написать один из разделов учебника для 1–8-х классов, посвященный компьютерным художественным проектам, — вспоминает Татьяна.

Еще одно учебное пособие по инфографике вышло в прошлом году. Его художники посвятили символизму знаков в искусстве. Селивановых всегда увлекала эта тема, и учебник позволил им систематизировать и обобщить знания.