Тысяча часов труда на сто часов счастья

Преподаватель вокала Культурного центра «Авангард» Жанна Тышкова. Фото: Михаил Подобед
Преподаватель вокала Культурного центра «Авангард» Жанна Тышкова. Фото: Михаил Подобед

Однажды знаменитый советский поэт* сказал: «Я знаю: время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его». Похоже, что это правда. В сутках на нашей планете всего 24 часа. Но у Жанны Тышковой, преподавателя вокала из Культурного центра «Авангард» в Орехове-Борисове Южном, кажется, как минимум вдвое больше времени.

Жанна поет сама, учит петь детей и взрослых, пишет стихи, которые кладет на музыку собственного сочинения, издает книги, дает концерты, устраивает фестивали-соревнования самодеятельных хоров... И при этом еще и успевает уделить время семье и детям.

— Я и сама, бывает, задумываюсь над тем, как мне это удается, — улыбается наша собеседница. — В чем-то, наверное, судьба ведет. А остальное — результат моего собственного труда. Если я себе ставлю какую-либо цель, как правило, мне удается направить свои силы так, чтобы ее добиться.

Вынь да положь девочке рояль!

Жанна родилась в небольшом поселке Майском Пермского края. Семья была обыкновенная: ни прославленных артистов, ни больших поэтов. Мама Галина Павловна — техник-животновод, всю жизнь проработала в совхозе, разводила племенных бычков. Папа Сергей Михайлович — водитель. Вот разве что дедушка, фронтовик-танкист Михаил Максимович, самоучкой освоил и потом всю войну возил с собой в башне «тридцатьчетверки» видавший виды тульский баян. С этим баяном и домой пришел после Победы. Во внучке души не чаял. В результате маленькая Жанна выросла на рассказах деда да на песнях военных лет — горьких и гордых, строгих и радостных.

— Еще дошкольницей я мечтала научиться играть на рояле, — рассказывает Жанна Сергеевна. — Когда другие дети рисовали за партой, я представляла себе черно-белые клавиши на ее крышке — и вдохновенно беззвучно «играла», видела себя пианисткой на большой сцене. В ходе такой игры мелодии сами рождались в моей голове.

Наверное, так и начал развиваться у Жанны талант композитора-песенника. Родня, конечно, это заметила и решила в шестилетнем возрасте отдать девочку учиться в музыкальную школу. Вот тут-то впервые и проявился пробивной характер будущей художественной руководительницы народных хоров и организатора песенных фестивалей. Дело в том, что на отделении, где учили играть на фортепиано, Жанне не хватило места: ребят, желающих учиться, было хоть отбавляй, а учебный класс, как говорится, был «не резиновый». Жанниному папе педагоги порекомендовали привести дочь на следующий год. Или, если уж девочке очень хочется, подобрать ей другой музыкальный инструмент.  Вот, например, еще не закрыт набор в класс аккордеонистов. В конце концов, у аккордеона клавиатура правой руки — как раз треть клавиатуры пианино, потом можно будет и переучиться.

Скромник-папа уже чуть было не согласился на такое предложение. Но… Представьте себе, как будет выглядеть с аккордеоном первоклассница шести лет от роду на своем самом первом в жизни отчетном концерте. Табуретка на сцене, и на ней — аккордеон. Из-за него снизу торчит пара детских ножек в белых носочках с сандалетами, а сверху — огромный белый бант.  Спотыкаясь, бегают по огромным клавишам тонюсенькие пальчики, размаха рук не хватает, чтобы на полный такт растянуть меха. А в зрительном зале девочки, считайте, и вовсе не видно – всю ее заслоняет громадный инструмент. Нет, на такой облик на сцене Жанна согласна не была. Даже разрыдалась. Да и мама дома в ответ на папино сообщение, что дочери предлагают аккордеон, только ахнула, мол, чепуха какая!

— И когда мы вернулись с папой в школу, шестилетнее дитя с заплаканными глазками вылезло вперед, что есть сил ударило кулачком по столу, как делают большие начальники в гневе, и грозно потребовало рояль! Ну или хотя бы маленькое пианино, — вспоминает Жанна. — Взрослые просто вынуждены были уступить и принять меня в класс игры на фортепиано — сверх штата.

Покорить сердце страны

Этот несгибаемый и пробивной характер, наследство дедушки, ветерана-победителя, помог Жанне с отличными оценками закончить обе школы — и общеобразовательную, и музыкальную. Поступить в колледж, потом — в Пермское музыкальное училище и в Институт культуры. В училище педагоги говорили, что Жанна «поет как бог». А она до сих пор краснеет, когда вспоминает эти слова. Слова, пожалуй, справедливые, поскольку каждый талант, да еще настолько хорошо, как у Жанны, поддержанный трудолюбием. Это и есть то, что люди привыкли называть «искрой божьей».

С 19 лет, влюбившись в товарища по учебе по имени Евгений, Жанна начала писать стихи и песни — причем сразу по-взрослому, в жанре любовной философской лирики. С точки зрения нашей героини, в каждой песне, даже если она «про любовь» и предназначена для исполнения с эстрады на вечере легкой музыки, непременно должен быть глубокий смысл. Только такая песенная поэзия может изменять мир к лучшему. «Куда лечу – не знаю, зачем – того не ведаю. Взлететь я не мечтаю, я просто молча следую по тропам непротоптанным, в пустоты, что без края. И кто мне будет преданным, и буду ль я такая?» — это из сочиненного Жанной. Называются стихи «У иконы», и кажущийся их сумбур — это метания юной души, пытающейся отыскать свою дорогу. Знатоки законов литературы, наверное, такую песню раскритикуют. А слушатели тем не менее поймут и примут, потому что каждому из нас доводилось делать подобный выбор.

— Уже во время учебы я знала, что настанет срок — и уеду в Москву, — утверждает Жанна. — Это была моя предварительная цель. Главная цель — добиться, чтобы все мечты сбылись. Впрочем, все по порядку… Москвой меня заразила Валентина Беляева, наша учительница. Где еще реализовывать свои способности, как не в столице? В конце концов, это же главный наш город! Питер, конечно, слывет культурной столицей, и музыке там учат отменно, но… сердце страны все-таки здесь, и я хотела завоевать это сердце! Возможно, сказано излишне пафосно, но для меня такие слова — искренни, как для любого поэта и патриота. Я горжусь своей страной и не жалею красивых слов для любимого города, что же тут такого?

Хор ее мечты

Сегодня под руководством Жанны успешно выступают два взрослых хоровых коллектива — самодеятельный хор «Серебряный звон» в Культурном центре «Авангард» и хоровой коллектив старшего поколения, занимающийся по программе «Московское долголетие». В репертуаре певцов — и эстрадное ретро 1960-х годов, и академический репертуар, и песни военных лет, и немного фольклора. Здесь принято из каждой композиции делать целый спектакль, нести в зрительный зал не просто слова и музыку, но самые искренние и глубокие эмоции каждого исполнителя.

— Среди моих нынешних учеников есть поистине гениальные люди! — не скрывает восхищения Жанна. — Вот, например, Ирина Никулина, ветеран, ей уже 90 лет исполнилось. Как она поет!.. Заслушаетесь, честное слово! А если грянуть плясовую — то и в танец пойдет, несмотря на седины.

Для самых старших своих учеников Жанна при поддержке руководства КЦ «Авангард» учредила хоровой фестиваль-конкурс «Аккорды юности моей». Он прошел на сцене центра уже дважды и успел выйти на региональный уровень: в нем уже одерживали победу ветеранские коллективы из других городов, например хор «Лейся, песня!» из Серпухова.

— С детьми я тоже очень люблю работать, — говорит Жанна. — Наверное, нет такого ребенка, которому я отказала бы в попытке научиться петь, если только он сам этого хочет. В мире почти нет абсолютных бездарей, талант есть в каждом, нужны только правильные методики его развития.

Ученики помогли Жанне и семью обрести. Она занималась музыкой с детьми одного начальника, а нынешний супруг Жанны Юрий, бывший военный, этого начальника возил — служил у него шофером. Как-то раз подвез Жанну.

— Я только в машину к нему села — сразу поняла: этот скромный, немногословный, сильный и добрый парень — тот человек, которого я искала всю жизнь. Сейчас у нас уже двое сыновей. Миша, пяти лет от роду, и Андрей, двух лет. Оба уже поют! Да-да, и двухлетний тоже пробует.

У Жанны есть мечта: создать большой народный хор, в котором пели бы студенты музыкальных училищ, молодые профессионалы. Он стал бы отличным дополнением к самодеятельным коллективам, площадкой самосовершенствования юных мастеров, примером детским хорам, надеждой старшего поколения. А песни для этого хора в дополнение к классическому репертуару  она напишет сама.

*Цитата из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака "Мы знаем, время растяжимо..." 1948 г.