В классическом репертуаре я станцевала все

Светлана Романова. Фото: Игорь Генералов
Светлана Романова. Фото: Игорь Генералов

Светлана Романова — бывшая прима-балерина театра «Кремлевский балет», заслуженная артистка России, дипломант международной премии Benois de la Danse под патронажем ЮНЕСКО. Сегодня Светлана Валентиновна руководит Домом танца Культурного центра ЗИЛ, работает педагогом и хореографом.

Будущая балерина родилась в Ярославле. Во время учебы в школе на Светлану обратил внимание руководитель студии художественной гимнастики.

— Я начала заниматься гимнастикой, а чуть позже попросила маму найти для меня балетную студию. Она поддержала мое желание, и я стала учиться балету у Любови Смирновой, — вспоминает Романова. — Смирнова сказала, что я очень талантливая и могу попробовать поступить в Московское балетное училище. Ее слова повлияли на мою маму, и мы поехали в столицу.

Искусство или тяжелый труд

Когда Светлана поступила в Московское хореографическое училище, ей было всего десять лет. Балерина признается: было очень трудно.

— Я была ребенком и очень скучала по семье и домашнему теплу, — говорит Светлана. — Но, несмотря на все сложности, отучилась и из училища выпустилась с пятеркой по основному предмету.

После этого перед юной балериной открылось множество возможностей: Большой театр, Московский академический музыкальный театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, другие театры... Мешало одно но — отсутствие московской прописки. Поэтому Светлана отправилась в Белоруссию, в Минский театр оперы и балета.

— И мне безумно повезло. В то время балетмейстером там был Валентин Николаевич Елизарьев. Его всегда больше интересовала современная хореография, но именно в те годы он стал заниматься классическими постановками, — рассказывает Светлана Валентиновна. — Он реставрировал спектакли и ставил их обновленные версии. Там мне посчастливилось стать ученицей Нины Дьяченко - заслуженной артистки РСФСР, которая очень помогла мне в начале карьеры.

Переезд в другой город, новая труппа — такие перемены очень пугали 18-летнюю артистку. Но сила характера не позволила ей сдаться так просто.

— Я была очень замкнутой, и мне было трудно начинать общение с коллегами, — признается Светлана.  — Но я преодолела этот период. Я очень много училась, старалась, и на меня обратили внимание. За шесть лет я стала ведущей балериной.

Москва, 1998 год. Светлана Романова в Государственном Кремлевском дворце
Москва, 1998 год. Светлана Романова в Государственном Кремлевском дворце

Спустя шесть лет Светлану Романову пригласили в Государственный Кремлевский дворец.

— В 1989 году там организовали новую балетную труппу, и в 1991-м я присоединилась к ней. Как сейчас помню свое первое выступление, — улыбается Романова. — Это был вечер старинной хореографии — концерт, состоящий из множества номеров. Я танцевала адажио с четырьмя кавалерами из балета «Спящая красавица» и партию главной героини из двухактного спектакля «Макбет». Видимо, этими ролями я и привлекла внимание к своей персоне.

Пришлось переезжать в столицу. Помимо основной работы, Светлана Валентиновна сотрудничала с другими театрами, выезжала на гастроли, чтобы разнообразить свой репертуар.

— Ведь век балерины короткий, нужно было успеть по-максимуму, — говорит Романова.

Светлана работала в Государственном Кремлевском дворце с 1991 по 2004 год, именно там она стала примой-балериной и получила звание заслуженной артистки России.

— Нельзя сказать, что я сильно стремилась к званию примы. Я всегда была мягкой, неуверенной в себе. Просто мне повезло. Мода на балерин быстро меняется, — рассказывает Светлана. — И в те годы я внешне соответствовала необходимым параметрам и хорошо танцевала.

Визитной карточкой Романовой стал спектакль «Лебединое озеро».

— А я хотела танцевать что-то еще, — смеется балерина. — Но я была очень высокой, мои длинные руки и ноги создавали  проблемы с партнерами. Многие роли не подходили под мое амплуа. И если в классическом репертуаре я станцевала все, то с современными постановками везло меньше.

Зрители видят лишь только одну сторону балета — воздушные балерины порхают по сцене вместе со своими партнерами, говорит Светлана. Но за этим стоит тяжелая работа и многочасовые репетиции.

— Наш век задал высокую планку в технике женского танца, — говорит Романова. — Балеринам нужно поддерживать себя в идеальной форме, быть готовой к исполнению технически сложных движений и ежедневно репетировать. К тому же перед танцором на сцене стоит еще одна задача — скрыть от зрителя технику исполнения и создать образ. В это время моим педагогом была прославленная балерина Екатерина Максимова — народная артистка СССР. Она начала свою педагогическую деятельность в Кремлевском балете и продолжала выступать. Я даже танцевала с ней на одной сцене. Она была Золушкой, а я — главной феей.

Светлана Романова в репетиционном зале. Фото: Игорь Генералов
Светлана Романова в репетиционном зале. Фото: Игорь Генералов

Дягилевские сезоны на современный лад

Танцевальная карьера у балерин заканчивается рано: можно встретить и пенсионера в 35 лет, некоторые танцуют до 40. В конце своей танцевальной карьеры Светлана Романова начала репетиторскую деятельность и стала заниматься с девушками, которые только пришли в труппу. В 2000 году балерина закончила Московскую академию хореографии как педагог-репетитор, а в 2007 году там же получила диплом хореографа.

— В это время Андрис Лиепа — известный российский танцовщик, народный артист России, — стал сотрудничать с Кремлевским балетом. У него была очень любопытная задумка — «Дягилевские сезоны XXI века». И так сложилось, что художественный руководитель театра «Кремлевский балет» Андрей Петров назначил меня ответственной за репетиторскую работу в этом проекте, — вспоминает артистка.

Организаторы хотели отвезти российский балет в Париж и повторить сезоны, которые сто лет назад удивили французов. Проблема была в том, что архивных материалов, костюмов, фото и видео сохранилось с того времени очень мало. Но Андрису Лиепе удалось восстановить некоторые спектакли. Так получили второе рождение балеты «Шахерезада», «Жар-Птица», "Петрушка".

— Это был очень интересный проект. Я стала ассистентом балетмейстера, готовила труппу к гастролям, — рассказывает Светлана. — Мы каждый год привозили спектакли в Париж, Лондон и другие города. Я научилась управлять большой группой людей, замечать детали, видеть фальшь на сцене.

Светлана Романова признается, что эта работа помогла ей взглянуть на себя как на педагога-репетитора, ассистента балетмейстера. После того как балерина полностью завершила танцевальную деятельность, она пошла работать педагогом в школу-студию Илзе Лиепы. Именно там она поставила свой первый спектакль.

Смотрим на профессионалов

— Когда в 2013 году я получила приглашение от Культурного центра ЗИЛ, быстро согласилась, — с улыбкой вспоминает Светлана. — Меня заинтересовало любительское искусство, я много наблюдала за работой местных коллективов. И решила повысить их творческий уровень.

Романова стала проводить семинары в ЗИЛе для руководителей танцевальных студий, организовала цикл семинаров «Любительское искусство и современность», в рамках которых приглашала мастеров в области классического или народного танца.

— Моя работа заключается в коррекции деятельности коллективов, — объясняет Романова.  — Я рекомендую руководителям танцевальных студий, как лучше провести выступление или отчетный концерт, делюсь с ними интересными и новыми методами работы с детьми. Приятно, что к моему мнению прислушиваются.

Еще один из проектов Светланы Романовы — ежегодные гала-концерты, посвященные определенной теме или персоне. Уже состоялись вечера про балет «Лебединое озеро», про творчество Мариуса Петипа, Екатерины Максимовой. На эти масштабные мероприятия Светлана приглашает коллективы Культурного центра ЗИЛ, учеников хореографических школы Москвы и профессиональных артистов.

— Я считаю, что это выгодное сотрудничество для всех, — говорит Светлана. — Молодые танцоры смотрят на профессионалов. Для состоявшихся артистов такие выступления —  это дополнительная возможность встречи со зрителем.