Галина Евтушенко: Кабинет Ленина действовал на актеров по-разному

 

Фото: Persona Stars
Фото: Persona Stars

В столице прошла XVIII торжественная церемония вручения премии «Золотой Орел». Среди трех претендентов, выбранных из полутора сотен поданных на соискание премии лент в номинации «Лучший неигровой фильм», оказалась картина замечательного режиссера-документалиста Галины Евтушенко (на фото)Галина в свое время уже получила крылатую статуэтку за фильм «Михаил Ульянов: о времени и о себе». А теперь она представляет картину «Антон Чехов и Исаак Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи».

— Галина, какой аспект отношений Антона Павловича Чехова и Исаака Левитана лег в основу вашего фильма?

— Мы сделали акцент не на бытовой истории дружбы Левитана и Чехова, а на родстве их творческих усилий, на сходстве и различии характеров. «В интерьере эпохи» (а это название всего цикла) сделана попытка создать противоречивый мир, где выявляются тончайшие нюансы поведения великих личностей. Основной мотив фильма — взаимовлияние двух гениев.

— Откуда такое необычное название вашего цикла: «Двойной портрет в интерьере эпохи»?

— Вы помните дивный фильм Лукино Висконти «Семейный портрет в интерьере»? Висконти принадлежал старому миру, но был человеком, стремящимся установить контакт с миром новым и разрушить стену непонимания между поколениями. Вот эта идея и взята за основу цикла и его названия. В фильмах этого цикла я рассказываю о непростых отношениях с окружающим миром великих людей нашей эпохи — Зощенко и Олеши, Эрдмана и Степановой, Эйзенштейна и Мейерхольда, Толстого и Дзиги Вертова…

— Герои ваших фильмов действуют не только в необычном «интерьере эпохи», но и в удивительных исторических интерьерах…

— Я действительно снимала в интерьерах собственных квартир героев, в рабочих кабинетах. Среди них были такие творческие натуры, как, скажем, актер Александр Калягин, писатель Михаил Шатров, композитор Александр Журбин. Но когда мы касались исторических личностей, то исторические интерьеры порой преподносили немало сюрпризов и неожиданных открытий. Самыми интересными в режиссерском отношении для меня были Горки Ленинские и рабочий кабинет вождя пролетариата. Снимая там, я неожиданно для себя пережила психологическое потрясение. По замыслу моего фильма, в одном из эпизодов артисты, игравшие в разных художественных фильмах роль вождя мирового пролетариата — Лавров, Ульянов и Каюров, должны были войти в этот кабинет.

Я до сих пор с удивлением вспоминаю, как эти актеры по-разному входили. Кто-то — как в старое обжитое место, кто-то — как в колючий, неуютный дом, а кто-то — словно примеривая на себя саму историю. Так, например, народный артист СССР Михаил Ульянов, садясь в ленинское кресло, через две минуты вскочил со словами: «Нет, не могу!». Он отошел, остановился за креслом у книжного стеллажа. И — это мистика какая-то! — на пленке он стоит в том же самом месте и в той же самой позе, в которой на снимке стоит сам Ленин. Документалистика дает возможность прикоснуться руками к интереснейшим историческим вещам — к роялю, на котором Ленину играли, креслу, в котором он передвигался, уже разбитый инсультом, и которое мы хорошо знаем по последним фотографиям. К телефонам, которые трогали его руки, к алюминиевой посуде на кухне.

Сохранилась там и одежда вождя. И я помню, как Михаил Ульянов мне тихо сказал: «Знаете, что меня поразило больше всего? Его маленькие ботиночки. Маленькие ботиночки низкого человека». Продолжая эту мысль, в моем фильме Михаил Ульянов размышляет: «Аскетичная спальня, узкая кровать с одной подушкой. Портрет Ленина и Крупской над ней.

И ничего больше не нужно — ни домов, ни теремов, ни жемчугов, ни бриллиантов. Нужно только одно — власть!» Многих удивляет сегодня, как человек мог жить в такой обстановке. А он ее мало замечал, потому что его мозг питался и тяготел к другому.

— Ваши фильмы большей частью связаны с именами исторических личностей. По какому принципу выбирали героев?

— Через многие мои фильмы проходит красной нитью духовная тема «учитель-ученик», тема преемственности. Например, в картине о Чехове и Левитане. Или об Эйзенштейне и Мейерхольде. Мало ведь кто знает, что Эйзенштейн — ученик Мейерхольда и что благодаря Эйзенштейну сохранился архив Мейерхольда.

Но самое главное для меня — рассказать про эпоху, в которой эти люди творили, образно осмыслить, какие проблемы в то время волновали человечество, как они трансформировались в наше время.

— Сегодня режиссеры-документалисты расстроены тем, что их фильмы практически не доходят до зрителей, хотя на том же Московском международном фестивале самыми востребованными являются именно конкурсные и внеконкурсные документальные программы.

— Это правда. Но вот, например, мой фильм «Чехов и Левитан» часто показывают в Третьяковке, и это — какое-то новое явление в нашей жизни: столь крупный музей стал популяризировать российское документальное кино. Надеюсь, и другие музеи последуют примеру Третьяковки. Потому что сегодня документальное кино очень трудно пробивает дорогу.

Досье

Галина Евтушенко родилась 7 февраля 1956 года. Филолог, кандидат искусствоведения. Номинант престижных отечественных кинопремий «Ника» и «Золотой Орел». Заслуженный деятель искусств РФ.

Новости партнеров