Культурный код

28 ноября 2019 года. Актриса Анастасия Марчук в спектакле «Капкан» на сцене «Ленкома». Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости
28 ноября 2019 года. Актриса Анастасия Марчук в спектакле «Капкан» на сцене «Ленкома». Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости

В новой рубрике известные режиссеры и актеры будут советовать фильмы и спектакли, которые стоит посмотреть, писатели — рекомендовать лучшие книги, художники — выставки, композиторы и певцы — музыку. Сегодня речь пойдет о театре.

Андрей Житинкин. Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости
Андрей Житинкин. Фото: Владимир Федоренко/ РИА Новости

Сегодня в нашей рубрике — народный артист России, режиссер Андрей Житинкин. Он составил для читателей «ЮГ» список спектаклей, которые рекомендует посмотреть.

Только что прошел Год театра. Как режиссер, я могу посоветовать зрителям, остро чувствующим зимнюю хандру, пойти в театр. Во-первых, этоз энергетическое общение с актерами. А во-вторых, каждый вечер спектакль играется артистами по-новому, здесь и сейчас. Театр — это не темный зал кино, это всегда декорации, свет, живой, дышащий, сопереживающий зал. Театр обладает, кроме всего прочего, энергией мысли. Те, кто не успевает прочитать новый роман или перечитать классику, могут в театре за два часа что-то пережить, перезарядиться, увидеть любимых актеров. В том числе и великих, которых нет сегодня на однообразном сериальном экране.

■ Из последних ярких премьер я бы советовал посмотреть «Капкан» в «Ленкоме». В конце года проводили двух выдающихся режиссеров — Марка Захарова и Галину Волчек. Это режиссеры, которые определяли свое время. «Капкан» на 80 процентов поставлен Марком Захаровым, который создал свой уникальный стиль. Мало кто может поставить прозу Сорокина на сцене, и зрители, которые не сумели разобраться в его сложных романах, увидят фантазию Захарова на тему Сорокина. «Капкан» — завещание Марка Захарова, там много его текстов, Сорокин ему разрешил это сделать. Это прогноз Захарова о нашем будущем. Его всегда волновала вертикаль: прошлое — сталинское время — сегодняшний день и будущее, то, куда идет Россия. И волновали те «капканы», которые таит наше собственное сознание, — неслучайно Мастер призывал «убивать драконов» прежде всего в себе.

■ В «Современнике» я бы советовал успеть посмотреть (мало ли что поменяется в репертуарной политике театра) тем, кто еще не видел, спектакль Галины Волчек «Три товарища». Это знаковый спектакль о любви, об испытаниях. Плюс молодые герои — всегда интересно наблюдать за их сомнениями и всепобеждающей силой любви на историческом фоне. Галина Волчек точно чувствовала современность материала, поэтому и поставила его в театре «Современник». Она призывает нас не просто беречь любовь, но еще и защищать ее. Она была человеком сильным и всегда говорила о том, что интеллигенция должна бороться за свои идеалы, а не просто сидеть и обсуждать новости на коммунальной кухне.

■ Я бы посоветовал в Театре имени Е. Вахтангова посмотреть в режиссуре Туминаса «Царя Эдипа». Это постановка про наш день, про внутренние комплексы, очень атмосферный спектакль с прекрасными актерскими работами и музыкой. А также советую посмотреть «Евгения Онегина», тоже Туминаса, — поэтический спектакль, которыми когда-то занимался Юрий Любимов на Таганке. Такие сегодня мало кто ставит.

■ Наконец, могу анонсировать в Театре имени В. Маяковского пьесу «Старший сын», где роль Сарафанова, которую когда-то в фильме блистательно сыграл Евгений Леонов, теперь делает Игорь Костолевский. Это будет Сарафанов уже наших дней, и сравнить образы будет интересно.

■ Не могу не сказать о спектакле в Театре сатиры «Хомо эректус» в моей собственной постановке потому, что это социальная сатира, где нет ни одного положительного героя. Спектакль скоро будет сыгран в 400-й раз. Он остается в репертуаре, потому что, как и в произведении Гоголя «Ревизор», здесь главным героем выступает Смех. Зрители смеются и над депутатами, и над бизнесменами, и над девушками с низкой социальной ответственностью, над нечистоплотными журналистами и рабочим Васей с его продажным профсоюзом.

■ А если хочется увидеть аутентичное прочтение классики с хорошими костюмами и декорациями, то надо идти, конечно, в Малый театр. Я рекомендую успеть посмотреть «Пиковую даму» с уникальной игрой 94-летней народной артистки СССР Веры Кузьминичны Васильевой, которая делает роль своей Графини озорно, ярко, заряжая зал энергией. Это последняя народная артистка СССР, которая в таком возрасте продолжает играть в спектакле заглавную роль.

6 ноября 2019 года. Артист балета во фрагменте спектакля «Кафе Идиот» в Гоголь-центре. Фото: Владимир Песня/РИА Новости
6 ноября 2019 года. Артист балета во фрагменте спектакля «Кафе Идиот» в Гоголь-центре. Фото: Владимир Песня / РИА Новости

■ Ну а тем, кто интересуется новым прочтением классики в хореографии, стоит посмотреть спектакли Балета «Москва». У них идут любопытные постановки — «Кафе Идиот» и «Крейцерова соната». Это молодые ребята с бешеной энергетикой, яркие, непредсказуемые, музыка современная. Чистый воды эксперимент.

Расскажите, какие образы вы бы хотели увидеть в нашей газете. Пишите нам на почту ug@vm.ru с пометкой «Культурный код».

Новости партнеров