Когда профессия — творчество: как поэтесса Татьяна Кизим нашла свое призвание

Татьяну Кизим поздравили с юбилеем дорогие ученики и коллеги. Фото: Мария Канина
Татьяну Кизим поздравили с юбилеем дорогие ученики и коллеги. Фото: Мария Канина

Каждый из нас может с легкостью вспомнить как минимум трех поэтов XVIII-XIX веков, а то и прочесть стихотворения наизусть. Их именами называют аэропорты и библиотеки, произведения авторов на долгие годы закрепились в школьной программе. А можно ли, не задумываясь, назвать поэтов XXI века?

Одна из них, Татьяна Кизим, живет в Бирюлеве Восточном и в феврале отметила свой юбилей. Она пишет стихи с восьми лет и с течением времени увлеклась музыкой и театром. Корреспондент «ЮГ» пообщалась с Татьяной Кизим и узнала о ее творческом пути, жизни и источниках вдохновения.

От учителя к поэту

Татьяна Кизим родилась в Украине в 1960 году. В детстве будущая поэтесса мечтала стать учителем русского языка и литературы. После выпуска из школы нужно было определиться с дальнейшем обучением.  Татьяна выбирала между филологическим факультетом Харьковского института культуры и режиссерским в Донецком училище искусств.

— В итоге я одновременно поступила сразу в два вуза, верила, что потяну. Но со временем учеба становилась труднее. Родители хотели, чтобы я продолжила идти к своей мечте и осталась на филфаке. Но мое сердце подсказывало другое.

Тогда Татьяна втайне от родителей бросила институт и продолжила обучение в училище искусств. Вскоре обман раскрылся. Спустя череду ссор родители приняли выбор дочери.

— Творчество увлекло меня больше преподавания, и я рассталась со своей детской мечтой. Окончила училище искусств, получила опыт в драматургии и сценарном мастерстве.

Жизнь текла своим чередом, пока в 2001 году мужу Татьяны не предложили работу в Москве. Пара приняла решение переехать в столицу, где семья остановилась в Бирюлеве Восточном. Здесь поэтесса устроилась педагогом-организатором в школу №1861 «Загорье», где работает по сей день. Она проводит праздники и курирует театр миниатюр, воспитанники которого регулярно участвуют в конкурсах разных масштабов: от районных до всероссийских.

Призвание с детства

Творческий путь Татьяна начала в третьем классе, когда написала свое первое стихотворение. Вдохновила юную поэтессу одна из самых длинных рек Европы Днепр.

— В голове возникла задумка, легко подобрались рифмы. Я решила попробовать превратить их в полноценное стихотворение.

Уже на шестом школьном году появилась и первая проза. Сейчас Татьяна время от времени пишет юмористические рассказы, которые читает в кругу своих друзей.

Написание стихотворений всегда увлекало Татьяну больше всего: рифмы и сюжеты сами приходили на ум и превращались в законченные произведения.

— Читателям нравились мои стихи, поэтому мне хотелось как можно чаще их радовать. 

Татьяна продолжила совершенствовать свои навыки в поэзии, прозе и написании сценариев. Спустя 11 лет она начала писать песни. Сначала на украинском языке, а после переезда в Россию — на русском.

Вдохновение, которое застает врасплох

Сегодня на счету Татьяны Кизим более ста песен и два поэтических сборника. Поэтесса рассказала, что не пишет целенаправленно.

— Если сидеть перед листком бумаги с ручкой и пытаться срифмовать стихотворение, ничего не выйдет. Вдохновение настигает в неожиданный момент, слова сами возникают в голове и часто застают врасплох. Поэтому стараюсь, чтобы под рукой были карандаш и записная книжка.

Одним из главных источников вдохновения для поэтессы стала природа. Зачастую строки будущих песен или стихов приходят на ум, когда она любуется подмосковными пейзажами.

Татьяна не только пишет песни, но и исполняет их. Фото предоставила Татьяна Кизим
Татьяна не только пишет песни, но и исполняет их. Фото предоставила Татьяна Кизим

Но одно из произведений, о Брестской крепости, Татьяна написала не под влиянием вдохновения: коллега обратилась к ней за помощью. Ребятам из школы предстояло выступить на музыкальном конкурсе, посвященном городам-героям. Песня нужна была уникальная.

— В тот вечер, когда подходила к своему подъезду, внезапно пришла в голову первая строчка: «Каждый камень здесь помнит вой и скрежет металла…». Быстро забежала в квартиру и села писать. Через пару часов первый куплет и припев были готовы. На второй день я завершила песню. Вечером мы уже вовсю ее исполняли!

Теперь композицию поют на городских концертах музыкальные коллективы Бреста.

 

«Каждый камень здесь помнит вой и скрежет металла.

У врага на пути крепость первою встала.

Пусть теперь не найти тех героев всех списки

У гранитной плиты одного обелиска.

Брест, Брест, Брест, ты заслон на границе державы

Крепость-герой, ты овеяна вечною славой!

Пусть над тобой плещут прошлых боев тех зарницы,

Крепость-герой, ничего не должно повториться.

Где солдаты упали в самой первой атаке,

Грудью землю закрыв, там цветут теперь маки.

Каждый пал, как герой, в этой схватке кровавой

Той военной порой на границе державы».

 Татьяна Кизим, «Брест», 2004 год. 

 

На творческом пути Татьяны Кизим случались и периоды застоя.

— Сначала меня пугало отсутствие вдохновения, но затем я поняла, что это нормально. Мозгу нужно отдыхать. Через некоторое время вдохновение возвращалось: в голову, как и раньше, приходили рифмы и сюжеты, хотелось и получалось писать.

 

Песни как линии на бумаге

Татьяна Кизим не только пишет тексты песен, но и придумывает к ним музыкальные мотивы. Ни нотной грамотой, ни игрой на инструментах поэтесса не владеет, а потому для записи мелодий придумала собственную методику.

— Идеи для песен возникают в голове сразу со словами и музыкой — порой едва успеваю сделать заметки на бумаге! Мелодию я «рисую» с помощью прямых и волнистых линий. Затем напеваю коллеге, и она записывает музыку нотами.

С таким замысловатым процессом создания мелодий не могло не обойтись и без забавных ситуаций.

— Мне дали листочек с текстом песни для хора и попросили придумать для него мелодию. Сделала ее, вечером позвонила и напела — исполнителям понравилось! А затем я этот листок потеряла. Восстановить музыку удалось бы только по тексту, но он в единственном экземпляре был на той злополучной бумажке.

Спустя полгода Татьяна просматривала папку с документами и наткнулась на странный сложенный в четыре раза листок бумаги. Это была та самая песня и мелодия к ней! Теперь, казалось бы, навсегда утерянная композиция прочно закрепилась в хоровом репертуаре.

Несмотря на большое количество музыкальных произведений, все песни Татьяна Кизим помнит наизусть — стоит только посмотреть на слова.

 

Вначале было платье

Одним из увлечений Татьяны стал театр. Она создает мюзиклы с нуля: придумывает сюжеты, записывает песни и музыку. Свои спектакли режиссирует в мини-театре при школе.

— Практически все, что я поставила на сцене — авторское. Даже если заимствую интермедию другого автора, все равно адаптирую и переиначиваю.

Первый мюзикл «В поисках Жар-птицы» Татьяна написала спустя год после переезда в Москву. Вдохновение пришло, когда она в школьной гримерке заметила красивое платье.

Анастасия Гарина исполняет соло Жар-птицы в том самом платье. Фото предоставила Татьяна Кизим
Анастасия Гарина исполняет соло Жар-птицы в том самом платье. Фото предоставила Татьяна Кизим

— Ярко-лиловое, капроновое — такое воздушное, как будто волшебное. Платье напомнило мне оперение Жар-птицы. У меня в голове моментально возник сказочный сюжет, который в процессе работы над ним обрастал новыми деталями и действующими лицами.

Сюжет мюзикла довольно прост: маленький лисенок сбегает из дома в поисках своей мечты. На его пути встречается множество зверей как добрых, так и злых. А достичь цели зверьку помогает Жар-птица, чьим прообразом стало яркое школьное платье.

Не секрет, что особенность театра — игра в реальном времени. А потому не обошлось и без непредвиденных ситуаций и импровизаций. Перед мюзиклом по мотивам сказки «Снежная королева» актер, который играл одного из главных героев — Кая — заболел.

— До выхода на сцену пять минут, мы в панике и не знаем, что делать. И тут моя ученица Рита Сидикова говорит: «Я сыграю». Не зная текста роли, она убрала волосы под кепку, опустила голову и отправилась импровизировать и ориентироваться на наши подсказки из-за кулис. Зрителям это преподнесли как интерактив: попробуйте угадать, кто здесь не на своем месте.

Помимо детских сказок о мечтах и дружбе, Татьяна ставит и серьезные спектакли. Два года назад на школьной сцене показали ее первую военную пьесу — «На главном рубеже».

Взрослый жанр в творчестве поэтессе ближе: одно время ей казалось, что она ни за что не будет писать для юных зрителей. Но пара таких произведений у Татьяны все-таки есть.

 

Творчество — это семейное

Однажды в школе Татьяну попросили написать песню для юных слушателей.

— Тогда Настя, моя младшая дочь, училась в седьмом классе и помогла мне адаптировать слова для детей. Вместе мы дописали третий куплет. 

 

«Подойду к своему окошку,

Встречу с солнышком рассвет.

Протяну ему две ладошки —

Лучше в мире солнышка нет.

На моих ладошках солнышко

Весело щекочет меня.

Принеси с собой мне, солнышко,

Мир и радость нового дня!

Если дождь постучит в окошко,

Я не испугаюсь, нет.

Протяну ему две ладошки,

Солнцу передам привет.

Чтобы все мы росли спокойно,

Деды защитили нас.

Будем памяти их достойны,

Мы клянемся вам сейчас».

 Татьяна и Анастасия Кизим, «Солнышко», 2001 год 

У Татьяны две дочери и сын. Они пошли по стопам мамы: сочиняют современную музыку.

— Я никогда не заставляла их заниматься творчеством, они самостоятельно к этому пришли. Иногда я помогаю им подобрать рифмы в песнях.

Татьяна Кизим в окружении семьи, коллег и друзей. Фото: Мария Канина
Татьяна Кизим в окружении семьи, коллег и друзей. Фото: Мария Канина

Сегодня Татьяна — автор-исполнитель, сценарист, член Союза писателей России, неоднократный лауреат конкурса «Педагогические инновации». Это только часть ее творческих и профессиональных достижений.

Татьяна любит работать с детьми, но мечтает однажды поставить свои мюзиклы на большой сцене.

— Очень важно верить в свою мечту, идти к ней, невзирая ни на что. Нельзя сидеть и ждать, нужно искать, пробовать и делать. А если нравится — то продолжать. Это главное.

Творчество не имеет срока годности и с течением времени становится ценнее. Появляются и новые поэты. Они способны если не превзойти, то составить конкуренцию деятелям прошлых веков. Творчество — это самовыражение, где авторы не поддаются сравнению.