Шесть диагнозов, одна палата: как сотрудники библиотеки №146 стали чеховскими персонажами

Фотозона «Палата №6»: больничная койка, стакан, смирительная рубашка и веревка с мылом. Фото: Ирина Кошелева
Фотозона «Палата №6»: больничная койка, стакан, смирительная рубашка и веревка с мылом. Фото: Ирина Кошелева

Представьте: у вас есть два часа, чтобы выбраться из психиатрической клиники. Сотрудники библиотеки №146 предоставили 29 февраля жителям столицы эту возможность в рамках иммерсивной игры «Палата №6». 

В названии квеста — отсылка к одноименному произведению писателя Антона Чехова, со дня рождения которого в 2020 году исполнилось 160 лет. Корреспондент газеты «Южные горизонты» решила выяснить, какие тайны скрывает «Палата №6».

Как библиотекари стали пациентами психиатрического отделения

Перед началом квеста я решила выведать все тайны подготовки к игре у заведующей библиотекой Анны Лапшиной. Она рассказала, что идея сделать квест именно по произведению «Палата №6» пришла неспроста.

План игровой локации. Фото: Ирина Кошелева
План игровой локации. Фото: Ирина Кошелева

— Антон Чехов был одним из основоположников абсурдистского направления в российской литературе. Зачастую в таких произведениях намеренно нарушается логика повествования и меняется мотивация персонажей. Поскольку в этом високосном году есть 29 февраля — день, который долгое время считался абсурдным и несуществующим, — мы решили совместить его с персонажами психиатрического отделения «Палаты №6».

По словам Анны Лапшиной, подготовка к квесту заняла около месяца. Вначале библиотекари придумали концепцию, затем изучили персонажей различных произведений Антона Чехова и написали сценарий игры. По большей части взаимодействие актеров с участниками было импровизацией, не считая нескольких обязательных реплик.

Локация №1: в регистратуре выписывают «историю болезней», которую необходимо заполнить до конца игры. Фото: Ирина Кошелева
Локация №1: в регистратуре выписывают «историю болезней», которую необходимо заполнить до конца игры. Фото: Ирина Кошелева

— Игра нелинейная. Вы можете начать с любой локации квеста, на каждой из которых будут тематические активности. Их проведут как сотрудники библиотеки, так и художники совместно с квалифицированными медиками, — отметила Анна Лапшина.

Основная задача игры — выбраться из «психбольницы» за два часа.

На входе в библиотеку участникам раздали «истории болезней», в которые нужно вписать имена шести персонажей и в каких произведениях Антона Чехова упоминаются. А еще необходимо отгадать, какими другими личностями они себя мнят. В общей сложности нужно заполнить три строчки.

На локациях квеста находились 15 QR-кодов с подсказками или отсылками к абсурдизму. Итак, игра началась.

Встреча с Пикассо и Фрейдом

С героиней одного из произведений я встретилась в «регистратуре». Она держала в руках собачку (игрушечную), которую предлагала погладить всем пациентам. При этом она постоянно повторяла, что это ее любимый шпиц. Достаточный намек на одно из произведений Антона Чехова? Да, но большинство участников смогли отгадать персонажа только под конец игры.

Смотрим первую подсказку на QR-коде: «У Ольги Ивановны проблемы в семье. Она перечитала все труды Фрейда». Пока не очень понятно, к какому герою относится это высказывание.

Участники квеста активно занимаются арт-терапией на локации №2. Они создают коллаж из журнальных вырезок и красок. Фото: Ирина Кошелева
Участники квеста активно занимаются арт-терапией на локации №2. Они создают коллаж из журнальных вырезок и красок. Фото: Ирина Кошелева

Перемещаюсь в комнату отдыха, где проходит мастер-класс по созданию коллажей. Здесь девушка в желтом берете и комбинезоне в тон раздает глянцевые журналы, краски, маркеры и клей. Задача каждого — заполнить нарисованные фигуры животных разноцветными вырезками. Тем временем шаржист предлагает участникам мастер-класса нарисовать их портрет, пока они занимаются арт-терапией.

В комнате находится две подсказки — отсылки к художникам Пабло Пикассо и Василию Кандинскому. Персонаж на локации утверждает, что любит абстракцию и геометрические формы в своих работах.

Обращаю внимание на картины на стенах. Среди них есть работы, выполненные пациентами психиатрической больницы, здесь же висят несколько автопортретов Пабло Пикассо. Выносим вердикт — именно этим художником мнит себя второй персонаж квеста.

Стена с шедеврами пациентов и несколькими автопортретами Пабло Пикассо. Фото: Ирина Кошелева
Стена с шедеврами пациентов и несколькими автопортретами Пабло Пикассо. Фото: Ирина Кошелева

Героя участники игры узнали чуть позже, не без подсказки актера на следующей локации. Фраза «Она очень любит мезонины, и дома ее называют глупым прозвищем» стала отсылкой к произведению «Дом с мезонином». А по второй части предложения мы догадались, что это Женя из данного рассказа.

Кстати, персонаж, который подсказал произведение, предложил пройти «диагностику» на выявление шизофрении. По результатам участникам предложили направиться в кабинет терапии или... на лоботомию. Героиня рассказала, что ее муж работал врачом и умер при лечении пациента.

Вспоминаем подсказку с Ольгой Ивановной (произведение «Попрыгунья»), которая была в начале квеста, и делаем вывод, что мы напали на правильный след. Далее, по фразам о наставнике в лице Карла Густава Юнга и методу общения с пациентом делаем вывод, что персонаж мнит себя отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом.

Решились на лоботомию

Пока участники покорно шли на мастер-класс по «лоботомии», нас встретил персонаж с гитарой, которого другие «медсестры» называли Лазарем.

Тест на выявление шизофрении. По итогу отправляли на лоботомию или дальнейшую диагностику. Фото: Ирина Кошелева
Тест на выявление шизофрении. По итогу отправляли на лоботомию или дальнейшую диагностику. Фото: Ирина Кошелева

Подсказку, что это Семен Пантелеевич из «Вишневого сада», мы нашли позже уже в последней локации. Скорее всего, он мнил себя великим музыкантом. Кстати, позже этот персонаж квеста пытался неоднократно «сбежать» из игрового психиатрического отделения прямо в смирительной рубашке. Но Семен Пантелеевич дважды был пойман чуткими «медсестрами».

Вернемся к лоботомии. Для прохождения мастер-класса выдали медицинские халаты, шапочки и перчатки. На столе стояли несколько пластиковых голов, молоточки и запечатанные хирургические скальпели. Ведущий мастер-класса показал, где на макете нужно отметить маркером лобную долю и сделать разрез.

Рядом развесили вырезки из газетных статей. Они рассказывали обо всех ужасах лоботомии, которую проводили пациентам с психическими расстройствами в XX веке. Ее суть заключалась в том, что одну из долей мозга отсекали от других. Судя по текстам, операцию зачастую проводили людям без применения наркоза.

Так проходила лоботомия: инструменты и халаты настоящие, а головы, увы, пластиковые. Фото: Ирина Кошелева
Так проходила лоботомия: инструменты и халаты настоящие, а головы, увы, пластиковые. Фото: Ирина Кошелева

Кем же мнит себя персонаж, рассказывающий о лоботомии? На табличке на входе в «кабинет» мы с участниками квеста обнаружили подсказку: «Лоботомия. 18:30. Ведущий хирург: Н.В. Склифосовский». Еще персонаж жаловался на больные зубы. Это было не самое очевидное произведение Антона Чехова, которое без помощи интернета мы бы так и не отгадали. Оказалось, это Сергей Алексеевич из рассказа «Ах, зубы!». Кто-нибудь помнит это произведение в школьной программе?

Тайный язык и окончательный диагноз

После успешно проведенной лоботомии мы отправилась в последнюю локацию, где нужно было придумать собственный секретный язык, или, как это называется у филологов, конланг. Ребятам выдали по табличке, в которой нужно было сопоставить русские буквы с вымышленными иероглифами.

Тут же находилась фотозона: больничная койка с белой простыней; кружка, похожая на ту, что обычно выдают в поездах дальнего следования; смирительная рубашка и... веревка с мылом. Пока ребята придумывали свой язык, мы пообщались с местным персонажем.

Ребят учат придумывать свой тайный язык в последней локации. Фото: Ирина Кошелева
Ребят учат придумывать свой тайный язык в последней локации. Фото: Ирина Кошелева

Он рассказал, что потерял душевное равновесие после пожара на своей шапочной фабрике. Позже мы смогли сопоставить его сообщение с подсказками на книгах во второй локации, где был Зигмунд Фрейд. Записка звучала так: «Еврей. <…> Помогает, суетится прислуживает. Потерял дело всей жизни». Делаем вывод, что это Моисейка из «Палаты №6». Но кто же безвозмездно помогал людям? Прислушиваемся к разговорам ребят и понимаем — мать Тереза.

Наконец, отгадав всех персонажей, возвращаемся к «регистратуре» для получения выписки из «больницы». Кстати, в ходе игры мы догадались, что первым персонажем была Анна Сергеевна из «Дамы с собачкой». И мнила она себя ни кем иным, как самим Антоном Чеховым. Мы получили заветные листки с надписью: «В психиатрическом лечении не нуждается».

Участницы квеста сестры Елизавета и Ксения Елизаровы отметили, что без знания рассказов Антона Чехова пройти квест было невозможно.

Медсестра, мнящая себя Зигмундом Фрейдом, пытается заставить пациента принять лекарство. Фото: Ирина Кошелева
Медсестра, мнящая себя Зигмундом Фрейдом, пытается заставить пациента принять лекарство. Фото: Ирина Кошелева

— Игра рассчитана скорее на взрослых людей. Сначала мы не поняли, что это персонажи Чехова. Позже нам подсказывали актеры квеста, и мы сами подслушивали ответы у других игроков, — расскаала Елизавета Елизарова.

Участнице квеста Надежде Тучковой после игры захотелось перечитать рассказы писателя.

— К сожалению, я угадала не всех персонажей, многие произведения уже подзабыла, — поделилась она.

Ева Добрянская отметила, что игра была интересной, но довольно сложной.

— Мы долго соотносили подсказки с персонажами. Без QR-кодов, наверное, не смогли бы пройти игру.

В этот вечер в библиотеку пришли в основном школьники, но к необычному квесту решили присоединиться и несколько взрослых.

Диагноз: в лечении не нуждается. Квест пройден успешно. Фото: Ирина Кошелева
Диагноз: в лечении не нуждается. Квест пройден успешно. Фото: Ирина Кошелева

Действительно, игра оказалось сложнее, чем мы думали изначально. Самой непростой задачей стало именно сопоставление подсказок и персонажей в различных локациях.

У ребят получилось пройти квест быстрее. Думаю причина в их недавнем знакомстве с произведениями Антона Павловича. Каюсь, со времен 11 класса мне не приходилось брать в руки его произведения.

И после квеста я задумалась, почему же некоторые из нас забывают работы великих классиков сразу после получения аттестата?! Может все-таки спустя какое-то время стоит вернуться к той самой «школьной программе» и попробовать взглянуть на «Даму с собачку» совсем другими глазами?!