Редкие виды двух столиц

Зарисовка Андре Дюрана. 6 октября 1839 года. На изображении — храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Фото: Пелагия Замятина
Зарисовка Андре Дюрана. 6 октября 1839 года. На изображении — храм Николая Чудотворца в Хамовниках. Фото: Пелагия Замятина

Во Дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка репродукций из альбома Андре Дюрана «Две столицы российской империи: Санкт-Петербург и Москва».

Небольшая экспозиция видов Москвы и Петербурга XIX века в галерее могла бы и не привлечь особого внимания, если не знать очень важного факта: дело в том, что это единственное детальное изображение видов главных архитектурных достопримечательностей обеих столиц того времени.

Других визуальных свидетельств практически не сохранилось, потому что делать рисунки было очень дорого, а фотография в то время не была широко распространена. По этой, кстати, причине современным историкам, работающим с описаниями из архивных документов, чаще всего приходится верить на слово их составителям: к примеру, невозможно выяснить, выглядел ли Симонов монастырь, основанный в XIV веке так, как сегодня, или его внешний облик модернизировался с течением времени. Вероятно, с целью зафиксировать момент времени меценат Анатолий Демидов спонсировал масштабную экспедицию французского художника Андре Дюрана по «городам и весям нашей родины». И альбом с литографиями этих зарисовок ныне хранится в фондах музея-заповедника «Коломенское».

— На нашей выставке представлен оригинал альбома Дюрана, — рассказывает хранитель музейных предметов Нина Калинина. — Отличающиеся фотографической точностью рисунки дают полное представление о том, как выглядели Москва и Петербург в первой трети XIX века.

Видов Северной столицы на выставке чуть меньше, но не из-за нелюбви кураторов к Санкт-Петербургу, а из-за эклектичности Москвы, достопримечательности которой интереснее рассматривать.

— Сравните собор Василия Блаженного и Сухареву башню, — предлагает куратор. — Они выполнены в абсолютно разных стилях! И литография сделана настолько тщательно, что дает возможность рассмотреть каждую деталь в мельчайших подробностях.

К слову, Сухарева башня — единственное архитектурное сооружение из представленных на выставке, которое до нашего времени не дожило. Зато часы легендарной башни сегодня украшают одни из ворот музея-заповедника. Работая над выставкой, Нина Владимировна обнаружила еще один интересный факт.

— Оказывается, как такового указа о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург никогда не существовало! — рассказывает она. — Перенос произошел сам собой. Сначала Петр I перевез в город на Неве семью, а затем за ним начали переезжать и чиновники. Соответственно, в Петербурге стали открываться филиалы московских министерств, а вскоре и сами министерства. Простые же люди по старинке продолжали считать своей столицей Москву.

Посетить выставку можно до февраля следующего года. И, что приятно, пройти на нее можно по любому билету на другие выставки Дворца.

Новости партнеров