Коломенское сквозь века: как подмосковное село стало заповедником

Государев двор — памятник архитектуры ХVI – ХIX веков. Фото: сайт мэра Москвы

В 2020 году исполнилось 60 лет с тех пор, как село Коломенское вошло в состав Москвы. Об истории летней царской резиденции и легендах современного музея-заповедника корреспонденту «Южных горизонтов» рассказала гид-экскурсовод проекта «Твоя Москва» Татьяна Ивлиева.

Древнее городище и археологические раскопки

Первое письменное упоминание о Коломенском датировано 1339 годом. Название села указано в духовной грамоте князя Ивана Калиты. В ней он завещал своим наследникам подмосковную вотчину — будущую территорию музея-заповедника.

Однако история села началась задолго до этого.

— До прихода славян здесь жили угро-финны и балты. Для создания поселений они выбирали возвышенности рядом с реками, ведь мощеных дорог в то время еще не было. Передвигались по водным путям на лодках или небольших кораблях. Часто целью поездок становилась взаимовыгодная торговля с жителями далеких городов. Племена строили жилища на холмах и обносили их высоким частоколом. Такой тип поселений в археологической и исторической литературе получил название «городище», — рассказывает Татьяна Ивлиева.

Дьяковское городище находилось на территории современного «Коломенского». Остатки поселения были найдены еще в начале XIX века, а основные раскопки проводили в конце того же столетия археологи Георгий Филимонов и Владимир Сизов. Работы вели на глубине до четырех метров. Археологам удалось найти стрелы с костяными и железными наконечниками, женские украшения, керамику и многое другое. Проведенный радиоуглеродный анализ позволил датировать находки серединой первого тысячелетия до нашей эры. Сейчас о Дьяковском городище напоминает большой зеленый холм. С его вершины открывается панорама на излучину Москвы-реки и близлежащие многоэтажки.

Церковь Вознесения Господня входит в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Загородная усадьба московских правителей

Село Коломенское основали беженцы из города Коломна. В начале XIII века они спасались от набегов монголо-татар возглавляемых ханом Батыем и дали новому поселению название в честь родного города.

Татьяна Ивлиева рассказала и о других версиях названия села. Например, слово «коло» на древнеславянском языке означало «окрестное», то есть поселение на окраине. А «кальмисто» на финском – кладбище. Некоторые ученые связывают название со словом «каменоломня», поскольку в Коломенском уезде издавна добывали строительный камень. Согласно другой версии, в названии села есть отсылка к слову «колодня», обозначавшему место, где сидели колодники.

В конце XIII века, когда младший сын Александра Невского Даниил вступил на престол, Коломенское стало летней загородной усадьбой московских правителей.

— Отправляясь в поход, русские войска проходили мимо Коломенского. Село много раз становилось ключевым пунктом обороны Москвы от крымских татар.

В 1528-1532 годах на берегу Москвы-реки Василий III построил один из первых шатровых храмов на Руси — церковь Вознесения Господня. Ее возвели по проекту итальянских архитекторов Пьетро Аннибале и Петрока Малого. Храм более 100 лет был летней домовой церковью русских государей. В 2019 году исполнилось 25 лет со дня, когда храм включили в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, церковь в числе первых объектов в Российской Федерации получила этот высокий статус.

Иван Грозный в 1547-1554 годах построил на территории Коломенского храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Эта церковь – прообраз Собора Василия Блаженного на Красной Площади. Чуть позже, в 1606 году, тут находился штаб предводителя крестьянского восстания Ивана Болотникова, а в 1610 — Лжедмитрия II.

Церковь Вознесения Господня построили в 1532 году про проекту итальянских архитекторов Пьетро Аннибале и Петрока Малого. Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Расцвет и упадок царского села

Расцвет Коломенского пришелся на царствование Алексея Михайловича. Вступивший на престол в 1645 году государь полюбил село и начал приезжать сюда на лето.

В течение 30 лет правления он каждый год посещал имение. Сначала Алексей Михайлович использовал усадьбу для соколиной охоты, но постепенно Коломенское превратилось в настоящую царскую резиденцию.

В 1667 году начали строительство большого деревянного дворца на 270 комнат. Его возвели всего за один год. В состав усадьбы в то время входили Приказные и Полковничьи палаты, деревянные хоромы, Казанская церковь, Сытный, Кормовой и Хлебный дворцы. Вокруг Государева двора установили ограду и основали сады. Дворец возвели в лучших традициях русского деревянного зодчества.

По словам Татьяны Ивлиевой, в усадьбе жил будущий император Петр I. Юный государь устраивал потешные бои на Кожуховском поле. Из отрядов, которые участвовали в этих боях, позже сформировали Семеновский и Преображенские полки – лучшие подразделения русской армии тех лет.

В 1712 году столицу перенесли из Москвы в Санкт-Петербург, и Коломенское постепенно пришло в запустение.

При Екатерине II обветшалый деревянный дворец снесли. Вместо него напротив церкви Вознесения построили новый. Спроектировал его князь Петр Макулов. В четырехэтажной постройке два нижних этажа выполнили из камня, два верхних – из дерева. Во время работ использовали материалы разобранного старого дворца. Позже терем неоднократно перестраивали, а в конце XIX века и вовсе разобрали, оставив только небольшой флигель.

Историческая копия Коломенского дворца в натуральную величину, построенная в 2010 году. Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Музей народного творчества под открытым небом

— После революции, в 1923 году, у архитектора-реставратора Петра Барановского возникла идея создания на территории Коломенского музея народного творчества под открытым небом, — отмечает гид, — Он решил свозить туда деревянные постройки, представляющие культурную и историческую ценность.

Так в Коломенское привезли медоварню из села Преображенское, Моховую башню из Сумского острога, домик Петра I из Архангельска и многое другое.

По инициативе Петра Барановского воссоздали церковь Вознесения, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, Георгиевскую колокольню, Передние и Спасские ворота.

Дворцовое село в составе Москвы

В 1960 году дворцовое село Коломенское, соседние Дьяково и Садовники вошли в состав Москвы. Большую часть территории застроили многоэтажными домами. Однако до 1980-х годов XX века село Коломенское продолжало существовать.

— Некоторым домам было почти по 300 лет. Постройки находились под присмотром государства, об этом свидетельствовали таблички на каждом здании.

После расселения жителей многие дома сгорели или были разобраны. Последнее деревянное здание села исчезло в августе 2008 года.

Голосов овраг — место возникновения мифов и легенд. Фото: Олег Фочкин, «Вечерняя Москва»

Легенды о зеленом тумане и магические валуны

Татьяна Ивлиева упомянула и о легендах «Коломенского». Большинство из них связано с самым мистическим местом парка — Голосовом оврагом.

Нaзвaниe «Гoлocoв» — пpoизвoднoe oт имени язычecкoгo cлaвянcкoгo бoгa пoдзeмнoгo цapcтвa и пoтycтopoннeгo миpa Велеса.

— До нас дошли предания о том, что местные жители считали овраг входом в другой мир. Позже возникла легенда, что здесь состоялось сражение Георгия Победоносца со змеем, а сам овраг появился на месте удара хвоста гигантского чудища, — рассказывает экскурсовод.

Существует миф, что в 1621 году около царского двора неожиданно появилась татарская конница. Последних татаро-монгольских завоевателей изгнали с этих земель за 50 лет до этого. Появившийся из ниоткуда отряд захватили. Татары утверждали, что спустились в овраг, спасаясь бегством от русских войск. Там их окутал зеленый туман, и они очутились в будущем.

Похожая история приключилась с двумя крестьянами в XIX веке. Об этом свидетельствует заметка в газете «Московские ведомости» 1832 года. Крестьяне зашли в овраг, а затем появился тот же зеленый туман и перенес их на 20 лет вперед. В советское время милиционер увидел в Голосовом овраге лохматое человекоподобное чудовище, а в 1990-е годы здесь на несколько дней пропали две девочки.

Девий камень, согласно легенде, наделен исцеляющей силой. Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

В наши дни по оврагу гуляют горожане и толпы иностранных туристов. Большинство из них привлекают два древних валуна, которые, согласно еще одной легенде, наделены исцеляющей силой. Около Девьего камня всегда много женщин, желающих избавиться от женских недугов и забеременеть. Валун напоминает черепаху. Каждая выпуклость на камне помогает справиться с болезнью определенного органа.

А вот Гусь-камень обладает исцеляющими свойствами для мужчин. Чтобы обзавестись детьми, семье нужно прийти к целебным валунам, привязать ленточку на рядом растущие деревья и выпить благотворной воды из местного родника. Температура ручья в Голосовом овраге круглый год насчитывает плюс четыре градуса. Родник не замерзает даже в самые холодные ночи.

На территории заповедника можно увидеть необычную достопримечательность – Половецкую бабу. Древнюю каменную статую привезли в Коломенское в 1930-х годах XX века. По мнению ученых, Половецкой бабе около 900 лет и ранее она была надмогильным памятником. Такие скульптуры устанавливали в древнеязыческих святилищах.

Музей-заповедник «Коломенское» – один самых популярных парков в Москве. Помимо древних памятников истории и архитектуры, здесь сохранился естественный ландшафт.

Когда-то простое село стало царским, а потом вошло в состав Москвы. В «Коломенском» можно отдохнуть от городского шума и суеты. Аллеи парка и частично сохранившиеся царские сады сохранили в себе историю времен XVI и XVII веков, которая будет интересна горожанам любого возраста.