Любовь Духанина: «Задача номер один – качественно повысить образование в школе!»  

Депутат Государственной Думы РФ Любовь Духанина. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»
Депутат Государственной Думы РФ Любовь Духанина. Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

О правах родителей, обязанностях репетиторов, предоставляющих образовательные услуги, законодательной базе института внешкольного образования рассказала парламентарий

Большинство современных родителей считают своим долгом нанять ребенку репетитора, даже если он и сам неплохо справляется со школьной программой. Дополнительные занятия – это как бы шанс на более успешную сдачу государственных экзаменов, а значит и поступление в выбранный ВУЗ. Но всегда ли репетитор справляется с обязанностями, которые он на себя возложил? Всегда ли его деятельность в принципе законна? Об этом нашему корреспонденту рассказала депутат Государственной Думы ФС РФ, зампред комитета ГД по образованию и науке Любовь Духанина.

- Любовь Николаевна, не секрет, что сейчас услуги репетиторов очень востребованы, в том числе и в интернете. Как вы думаете, с чем это связано?

- Многие родители считают, что без репетитора ребенок вообще не сможет освоить школьную программу в полном объеме. Меня поразила цифра из недавнего исследования. 16 процентов родителей нанимают репетиторов старшеклассникам лишь для того, чтобы они прошли пороговые значения по экзаменам в формате ЕГЭ и получили аттестат. Многие родители говорят о том, что без репетитора невозможно освоения школьной программы в полном объеме. Сегодня их нанимают даже детям, которые учатся в начальной школе. Лидирующее направление среди дополнительного образования – английский язык. 25 процентов родителей говорят, что они не удовлетворены преподаванием английского языка в школах, а  47 процентов родителей готовы платить за дополнительные занятия по иностранному языку.  Это все результат опроса, который провел фонд «Национальные ресурсы образования». Эти цифры говорят о том, что наша задача номер один - повышение качества образования в школах.

- Сфера репетиторства, в том числе и в системе онлайн,  как-то регулируется законом?

- Закон в целом подразумевает две формы репетиторства.  Первая, когда преподаватель оформляется в качестве индивидуального предпринимателя. А вторая – самозанятость, которая практикуется в России с 2019 года. И хотя самозанятость населения одна из самых «молодых» форм оказания услуг, ее используют и репетиторы.

- Какая разница в этих формах?

- С финансовой точки зрения репетитору выгодно быть самозанятым, тогда его налоговые платежи ниже. Но с точки зрения защиты прав тех, кто получает образовательную услугу, форма ИП (юридически зарегистрированный индивидуальный предприниматель) у репетитора более привлекательна, потому что в таком случае государство в большей степени может контролировать деятельность педагога-предпринимателя.

-  Каким образом происходит этот контроль?

- Он осуществляется еще на этапе регистрации индивидуального предпринимателя. Когда регистрирующий орган, в данном случае – налоговая инспекция, проверяет его на наличие противопоказаний для занятий педагогической деятельностью, а так же тех ограничений, которые есть в Трудовом кодексе. Например, судимый человек не имеет права оказывать услугу в сфере образования. Можно сказать, что Закон об образовании сегодня фактически ставит индивидуального предпринимателя в сфере образования в равные позиции с юридическими организациями образовательных услуг.

- Какие-то преимущества у частного репетитора все же есть перед школой или какими-то курсами?

- Конечно. Например, индивидуальный предприниматель, если он не нанимает других работников, может не получать лицензию на ведение образовательной деятельности. Понятие самозанятых в Законе об образовании пока отсутствует, но оно есть в Налоговом кодексе. Самое главное, чтобы люди, которые занимаются педагогической деятельностью, выходили из тени. Чтобы родители знали о качестве услуг, которые эти специалисты осуществляют.  Хороший способ повысить «прозрачность» деятельности репетитора -  организация системы добровольной независимой оценки репетиторов. Тогда и педагоги, которые занимаются репетиторством, и те, кто не являются педагогами, но хотят передать свои знания другим, например, научные сотрудники, инженеры, студенты, могли бы пройти систему независимого оценивания. И по его итогам получить признаваемый государством документ, который публично подтвердит уровень квалификации репетитора.

- А кто будет оценивать профпригодность действующих и будущих репетиторов?

- В России уже создан совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. Он приступил к работе.  Думаю, что в ближайший год появится механизм независимой оценки квалификации. Обратиться в совет смогут все, кто намерен пройти добровольную оценку и показать свой реальный профессиональный уровень.

- Не секрет, что сейчас есть и «самопровозглашенные» репетиторы, которые нигде не регистрируются…

- Да, это группа репетиторов, которые не относят себя ни к ИП, ни к самозанятым. Они активно действуют в своей нише. Понятно, что родители не могут заключить с ними ни договор на оказание образовательной услуги, подписать акт о выполнении работ, а в случае конфликта или невыполнения обязательств у родителей на руках не остается никаких доказательств о передаче денежных средств. Ведь часто получатель услуги и тот, кто ее оказывает, видят друг друга только по видеосвязи, и их отношения могут закончиться в считанные минуты. Понятно, что «серая» услуга, которую каким-то образом оказал репетитор, оказывается вне зоны закона. Есть случаи, когда недобросовестные, но предприимчивые репетиторы годами выкачивали средства из родителей, не обеспечивая обещанным результатом. Но выясняется это, как правило, слишком поздно – или на пороге аттестации или уже по факту, когда школьник получает низкую оценку на экзамене.

- Любовь Николаевна, посоветуйте, пожалуйста, как все же выбрать «правильного» репетитора ребенку? Если наличие лицензии не обязательно для репетиторов-предпринимателей, то на что нужно ориентироваться родителям?

- В этом случае не подводит «сарафанное радио»,  толковые, результативные педагоги передаются «из рук в руки». При этом лучше получить и задокументированную информацию о наличии базового образования педагога, результатах его учеников.  В конечном счете, и школа, и репетиторы должны работать на результат. А качество образования растет только там, где есть полная  прозрачность системы. Поэтому сегодня так важно, чтобы репетиторы «выходили из тени», делали свои сайты, заводили страницы в соцсетях, рассказывали о себе. А родители могли бы получать информация о педагоге и имели возможность перепроверить ее.  Но в целом, такое большое количество репетиторов в стране говорит о том, что нам нужно еще больше уделять внимания качеству образования в школе.

- При этом школа и репетиторы должны быть не конкурентами, а союзниками, нацеленными на общий результат, правильно?

- Эта мысль заложена и в Законе об образовании. Даже сама процедура лицензирования говорит об этом. Для школы она одна, для репетитора – другая. Потому что рассматриваются разные условия ведения образовательной деятельности.  Образовательная организация берет на себя обязательство и гарантирует фактическое выполнение Федерального Государственного образовательного стандарта. Репетитор же отвечает за решение локальных  задач  – «подтянуть» школьника по одному-двум предметам, повысить его уровень знания на конкретном участке образовательного процесса, а не вести с 1 по 11 класс.  То есть, это разные задачи с разными требованиям к результату. И каждый должен добросовестно делать дело в своей зоне ответственности.

Новости партнеров