Война и мир глазами ребенка

24 июня 1945 года. Парад Победы. Советские солдаты бросают флаги и штандарты фашистской армии к подножию мавзолея. Военные не случайно в перчатках: так подчеркивалось, что даже в руки древки этих штандартов брать омерзительно. Макс Альперт / РИА Новости
24 июня 1945 года. Парад Победы. Советские солдаты бросают флаги и штандарты фашистской армии к подножию мавзолея. Военные не случайно в перчатках: так подчеркивалось, что даже в руки древки этих штандартов брать омерзительно. Макс Альперт / РИА Новости

Мало осталось тех, кто видел победный московский Парад 1945 года своими глазами. Кто познал истинную радость — общую на всю страну, кто 24 июня был около Красной площади. Жительница Чертанова Татьяна Алексеевна Викторова — одна из них.

Она помнит, конечно помнит. Такое не забыть. Она торопится убедить, что те далекие годы отпечатались в ее памяти, как на фотопленке, и рассказывает о дне Парада, как будто описывает картину.

В 1945-м ей было восемь. И память со временем где-то спутала события и людей, но она все равно очевидец, свидетель тех событий. Говорит взахлеб, отрывисто, словно художник оставляет на холсте жизни крупные мазки...

— Великая радость! Море цветов. Люди на улицах обнимаются, поют, ликуют. Сначала идут солдаты, потом техника: танки, «катюши», пулеметы. Народу собралось полным-полно на Парад посмотреть. Вокруг Красной площади — толпы. А вечером салют в честь Победы. Какое же счастье было, красота! — вспоминает Татьяна Алексеевна, в голосе — восхищение, кажется, такое же искреннее, как и 75 лет назад. Именно оно, это ощущения счастья, было тогда для маленькой Тани самым главным.

 20 июня 2020 года. Жительница Чертанова Татьяна Викторова отчетливо помнит этот день. Фото: Пелагия Замятина
20 июня 2020 года. Жительница Чертанова Татьяна Викторова отчетливо помнит этот день. Фото: Пелагия Замятина

Маршал Жуков, принимавший парад, командующий парадными расчетами Рокоссовский, Сталин на трибуне мавзолея, Ворошилов, Калинин и другие члены Политбюро, немецкие флаги, брошенные на землю, — все знаковые подробности, о которых сейчас известно каждому, она внимательнее «разглядела» в вечерней газете. А утром, как и сотни других зрителей, всматривалась в происходящее из толпы, собравшейся близ Большого Москворецкого моста, на набережной. И каждый парадный расчет, заходящий на Красную площадь, грозную технику, встречала счастливым «ура!»

— Мы с подружкой — мелкие, — говорит Татьяна Алексеевна. — Протиснулись к самому заграждению. Всех героев наших видела издалека.

Маленькая Таня пришла посмотреть на парад пешком: по-другому в то время из Чертанова до центра было не добраться.

— Дотопали до Серпуховки, потом до Новокузнецкой и — поближе к Параду, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — Насколько было возможно.

Ее маме — вдова, пятеро детей, муж погиб в 1942-м подо Ржевом — даже в голову не пришло волноваться и не пустить дочку смотреть Парад. Другое тогда было время. Да и самой ей тех, что помладше, недосуг тащить на себе много километров из тогда еще подмосковного Чертанова до центра столицы. А дочка пусть бежит, радуется. Миновала беда. Всю войну семья оставалась в Москве. В одну из бомбежек, когда Танечка с мамой, братьями и сестрами прятались в землянке, которую сами же вырыли во дворе, малышку опрокинуло взрывной волной и стукнуло о стенку. Левая рука потом несколько месяцев висела плетью. Ушибла сильно.

— Я видела, как в 1941-м по нашему Чертанову шли сибирские дивизии на защиту столицы. Как в 1945-м по той же улице двигались танки на Парад, — рассказывает Татьяна Алексеевна. — И как пленные немцы уже после войны у нас расширяли Варшавское шоссе.

Вообще, Татьяна Алексеевна — живой учебник истории. О многом может рассказать: о том, что сама видела, о том, что близкие рассказывали. Словно судьба специально отвела ей роль свидетеля. Скажем, зять ее, муж сестры, говорит Татьяна Алексеевна, был знаком с легендарным маршалом Василием Чуйковым. А родная тетя Уля работала на заводе Михельсона (сейчас Московский электромеханический завод. — «ЮГ») в то время, когда Фанни Каплан стреляла в Ленина.

— В своих мемуарах «Моя судьба в судьбе России» я про эту пишу, — говорит Татьяна Алексеевна Викторова, состоящая, кстати, в Союзе писателей России, написавшая и издавшая, кроме мемуаров, две документальные книги — «Отчизна» и «Хорошо на свете жить и Родине служить». — И про себя пишу. Вот. «Семь классов чертановской школы», «Плехановский институт, аспирантура», «всего 25 лет учебы». Потом работала в финансовом отделе Министерства торговли РСФСР, затем старшим экономистом отдела Главного управления торговли Мосгорисполкома...

Она быстро листает сначала одну свою книгу, потом другую, третью. Улыбается своему вчера, хоть и было разное. Где белая полоса, где черная. Бегло просматривает страницы, выхватывая взглядом фрагменты жизни. Вот стихотворение про красавца комбата, по которому сходили с ума чертановские девчонки, а вот про отца, который мог бы не ходить на фронт (и возраст — ему было уже за 40, и дети), а он записался в ополченцы.

— Вот и Парад Победы 1945 года. Я помню, все помню, — тараторит она.

Жизнь — на нескольких сотнях страниц. А больше ничего и не осталось. Война не убила ее девчонкой, а здоровье подорвала: детей у Татьяны Алексеевны нет. Всех родных она похоронила. И осталась одна. Погруженная в воспоминания.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Филипп Смирнов, историк, москвовед
Филипп Смирнов, историк, москвовед

— Говоря о Параде Победы в Москве в 1945-м, нужно вспомнить, что было в начале войны. Как мы все знаем, 16 октября 1941 года в Москве была паника. После этой паники бомбежки продолжались еще почти полгода. Было около 20 воздушных налетов на город. Конечно, накануне Парада все хозяйственные службы старались, и Москва была почищена, но состояние было далеко от идеала. Все знали, что война продолжается. Вторая мировая. И наши войска должны передислоцироваться на Восточный фронт, чтобы противостоять японцам. Так что Парад отчасти был событием из разряда «в транзите». Еще очень много предприятий не вернулось в Москву, и людей в городе было не слишком много. Еще не пришло осознание собственно самой Победы, окончательной Победы, ведь Вторая мировая продолжалась.

Новости партнеров