Капитан Аникин и его любовь
Только смелым покоряются моря, как известно. Евгений Аникин, капитан пассажирского речного теплохода «Христина», курсирующего вдоль парка «Коломенское», смельчак — каких поискать. Он покорил девять морей.
Евгению — 34 года. Капитанские погоны он надел в 22. В первый раз вышел в открытое море — в 15, а путь к капитанскому мостику на речном теплоходе начал в 12 лет, когда по совету друзей-товарищей пришел заниматься в Клуб юных моряков. Переступил порог и сразу влюбился: в водную гладь за бортом, в просторы, в ветер в волосах, в белые паруса и штурвал. Заочно. Но разве много нужно романтику, чтобы «загореться»? Достаточно одного намека на приключение. А у Жени оба родителя во флоте, только воздушном. Так что тяга к просторам и жажда оторваться от земли и отдаться во власть стихии у него, видно, генетические.
— В клубе мы ходили в походы по Волге, водохранилищам, — рассказывает Евгений. — Уходили на месяц-полтора. От клуба же я попал на практику во Владивосток, на парусное учебное судно «Надежда». Тогда я узнал, что такое море. Охотское, Японское моря, Тихий океан...
И в тайфун тогда 15-летний «капитан» попал, и в смерч, и акул видел, и волны огромные сбивали с ног.
На Курильских островах сильно потрепал «Надежду» штормовой ветер. Как раз в тот день, когда в Америке рухнули башни-близнецы. В общем, боевое крещение Женя прошел еще подростком.
— Сходил в море, пришел, недельку-две дома посидел, и все, больше не мог успокоиться, тянуло обратно, — улыбается капитан «Христины». — Продолжил заниматься в клубе, потом, когда мне исполнилось 18 и я уже не мог по возрасту оставаться воспитанником, мне дали группу ребят, и я начал сам готовить детей к походам по рекам. С 14 лет, кстати, подрабатывал в клубе: был юнгой, матросом, рулевым, штурманом — прошел все ступеньки до капитанских погон. Сам подростком заработал деньги на подготовительные курсы в мореходку в Санкт-Петербурге.
Снова вкус соленых морских брызг на губах Евгений почувствовал в 2004-м, попав в команду представительского судна Федерации парусного спорта России, которое приняло участие в Олимпийских играх в Афинах. Это, конечно, был восторг! 18-летний мальчишка — и такая честь. В этот раз будущий капитан «Христины» побывал уже на южных морях: Ионическое, Средиземное, Эгейское, Критское, Азовское, Черное, Мраморное — всего, вместе с северными, покоренными ранее, девять.
— Южные моря теплые, там черепашки, дельфинчики, но шторма никто не отменял , — делится пережитым Евгений Аникин. — Попадали в ситуации, что только за мачту держись, чтобы не смыло. Судно тоже было парусное, точная копия поморской ладьи XVI века. Все из дерева.
Сегодня Евгения окружает речная романтика. Бывает, в день по 10 раз мимо одного и того же места проходит на теплоходе, а видами все равно любуется. Город с воды — красота неописуемая. Казалось бы, все Коломенское изучил — не один год по нему людей катает, а нет-нет да и снимет кадр: то солнце по-особенному осветит окрестности, то серебристая хмарь выкрасит их в серый.
— Нравится мне наблюдать с воды за городом — говорит Евгений Аникин. — Где-то вырастают дома, где-то появляются парки. В Братееве красивый парк сделали. Обидно, что на юге пропали судоремонтные заводы. Но это с чисто профессиональной точки зрения: теплоход теперь в Москве не починишь. Но для жителей, конечно, лучше, что на месте завода — парк.
Прогулочный теплоход для Евгения — как дом родной. Да и времени на нем он проводит гораздо больше, чем дома. А там жена и пятилетняя дочь. Супруга — под стать Евгению — бортпроводница воздушного судна. Романтическую одержимость мужа понимает и принимает.
Знает капитан «Христину» как свои пять пальцев. И красит сам, и чинит, и моет. Не то чтобы на теплоходе не было команды — она, конечно, есть, но настоящий капитан со своими ребятами — и в краску, и в мазут. Так считает Евгений. А те, кто прыгает с судна на судно — всего лишь наездники. Евгений не из таких. Море его еще в детстве научило — как ты к кораблю относишься, так и он к тебе.
— Бывало, за бортом море бушует, ветер воет, а ты гладишь корабль, разговариваешь с ним: «Держись, малыш! Не подведи», — рассказывает капитан «Христины», с которой Евгений уже 11 лет ходит по Москвереке, по водохранилищам разным, по Волге-матушке. Ни одного выходного за это время у Евгения не было. Не нужны они ему. Скучно. А отпуск? Не знает он, что это такое. На суше усидеть не в состоянии — вода манит. Если не в рейсе, значит, занят технической работой. Она всегда найдется — перегоны, заправка, починка. Или учится, повышает квалификацию. Капитан, говорит, должен уметь и знать все. И карты читать, и моторы чинить, и электрику латать, и палубы драить, и людей спасать. За годы работы на реке девятерых утопающих капитан Аникин из воды вытащил. Однажды 40 минут с нетрезвым мужичком «боролся», чуть сам ко дну не пошел.
— Знаете, какое самое главное правило на воде? — улыбается Евгений — «Ноу паникс!», и тогда все будет отлично.
Евгений предан реке, но когда выпадает возможность, он мчится в Питер и на небольшой яхте, купленной с друзьями в складчину, выходит в Финский залив. Чтобы снова почувствовать ширь, мощь и простор.
Факт
От причала «Коломенское» до станции метро «Кленовый бульвар», строящейся на пересечении Кленового бульвара и Коломенской набережной по воде добираться дольше, чем по суше. Пешком дорога из пункта А в пункт Б занимает не больше 15 минут, а по реке — почти час, поскольку водный путь лежит через шлюз.