Взорвать бункер Гитлера

В год 75-летия Великой Победы мы продолжаем рассказывать о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы Южного округа. Очередной адрес — улица Маршала Шестопалова в районе Нагатино-Садовники.

 Николай Шестопалов. Фото из семейного архива
Николай Шестопалов. Фото из семейного архива

У Николая Шестопалова (1919–2006) жизнь была не только долгая, но и славная — заместитель министра обороны, маршал инженерных войск. А ведь он мог погибнуть в неполные 22 года — в первый же день Великой Отечественной, не совершив ни одного подвига...

ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ МИРА

Война застала Николая Шестопалова в полутора километрах от советской границы, под украинским городом Черновцы. Этот район был всего год как отторгнут у Румынии и присоединен к территории СССР. Там надо было срочно возвести все необходимые для погранзоны укрепления.

14 мая 1941 года Шестопалов, выпускник Военно-инженерной академии имени Куйбышева, был назначен туда главным инженером одного из строительных участков.

— За месяц с небольшим под руководством отца успели возвести несколько сотен метров укреплений, — рассказывает дочь маршала Тамара Шестопалова. — В первый же день войны эти сооружения были атакованы с румынской территории. В казарму, в которой жил отец с товарищами, угодил снаряд.

Строители отступали и одновременно, под бомбежками, строили новые промежуточные рубежи...

БЕРЕГ ЛЕВЫЙ, БЕРЕГ ПРАВЫЙ

С июля 1941 года Николай Шестопалов занимался оборонительным строительством и саперным делом на фронте — на Южном, Брянском, Воронежском и, наконец, 1-м Украинском. Наводил мосты и переправы, устраивал огневые точки, минировал и разминировал поля. Форсировал почти все крупные реки, преграждавшие путь нашей армии: Днепр, Вислу, Одер, Нейсе. Осенью 1943 года участвовал в знаменитой операции при освобождении Киева: 3-я танковая армия (Шестопалов был помощником начальника штаба инженерных войск по разведке) оставила на занятом ею Букринском плацдарме макеты танков и работающие радиостанции, а сама под покровом ночи перебралась на левый берег Днепра и форсировала реку с севера, где враги меньше всего этого ожидали.

При этом самой трудной в инженерном плане фронтовой задачей Шестопалов называл форсирование реки Бобер (она же Бубр) в Польше. Днем шквальный огонь сметал рамные мосты, а переправиться ночью на понтонах было невозможно: немцы спускали воду через шлюзы.

РАЗОРИТЬ ЛОГОВО ВРАГА

После Победы жизнь Шестопалова, служившего в Германии, не стала менее рисковой. Человеку, чьи труды были погублены гитлеровцами в первый день войны, довелось разорять вражеское логово — уничтожать подземные фашистские военные заводы.

А 5 декабря 1947 года Шестопалову выпало взорвать бункер Гитлера в Берлине.

— Задание поручили группе из четырех человек, но все отказались, остался только папа, — говорит Тамара Шестопалова. — Бункер был трехэтажный, стены очень толстые, подготовили 12 тонн взрывчатки.

Чтобы привести в действие устройство, папе пришлось спуститься на 200 метров, естественно, выпив перед этим водки.

1976 год, Байконур. Николай Шестопалов (второй справа) с космонавтом Алексеем Леоновым (первый слева). Фото из семейного архива
1976 год, Байконур. Николай Шестопалов (второй справа) с космонавтом Алексеем Леоновым (первый слева). Фото из семейного архива

ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА

Вернувшись на родину в 1948 году, Николай Шестопалов занялся строительством военных аэродромов, космодромов и других оборонных объектов.

— Когда проверяли качество взлетной полосы на Байконуре, по ней пустили машину, на которой стоял стакан воды, — вспоминает один из его рассказов Тамара Шестопалова. — И он не расплескался — вот как был уложен бетон.

В 1981 году Николай Шестопалов получил звание маршала инженерных войск. С 1978 по 1988 год Николай Федорович был заместителем министра обороны СССР, а затем еще четыре года — военным советником Группы генеральных инспекторов Минобороны.

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК

4 июня 2014 года именем Шестопалова назвали улицу в Нагатине-Садовниках. Маршал не жил в этом районе, но опосредованное отношение к Южному округу имел: многие его родственники работали на ЗИЛе.

1970-е годы. Супруга маршала Саяра Гейдаровна. Фото из семейного архива  
1970-е годы. Супруга маршала Саяра Гейдаровна. Фото из семейного архива

А в декабре 2014 года на улице установили памятный знак.

— Знак выглядит как постамент под бюст, — считает Тамара Шестопалова. — И хотелось бы, чтобы бюст там появился. Это придало бы идее законченность и было бы выражением благодарности тому, кто так много сделал для страны.

ФАКТ

Супруга Николая Шестопалова, Саяра Гайдаровна Курбанова (1924–2016), училась в одной школе с Зоей Космодемьянской, знала будущую героиню и ее семью. Узнав о гибели подруги, Саяра сумела добиться отправки на фронт, чтобы отомстить, и прошла всю войну. С Николаем Шестопаловым познакомилась 23 февраля 1946 года и прожила с ним 60 лет, вырастила сына и дочь.

Новости партнеров