Где раньше шумели леса, гудят паровозы

Паровозы. Фото: Владимир Астапкович/Риа Новости
Паровозы и поезда ходили по территории Бирюлева Западного с конца XIX века. Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

На месте территорий, ныне входящих в состав района Бирюлево Западное, еще в конце ХIХ века был сплошной лес, чередующийся с болотами.

— Однако к 1900 году от рабочего поселка Павелец, что в Скопинском районе Рязанской области, сюда подошла линия Рязано-Уральской железной дороги, — рассказывает москвовед, член городской топонимической комиссии Владимир Муравьев. — Поэтому на месте нынешней станции Бирюлево-Пассажирская была построена первая в этих местах станция, названная по имени ближайшего к ней селения — Загорья.

Паровозы и поезда ходили по территории Бирюлева Западного с конца XIX века. А сегодня здесь, на месте бывших лесов и болот, стоят жилые дома. Фото: Владимир Астапкович/Риа Новости
Сегодня здесь, на месте бывших лесов и болот, стоят жилые дома.

 С продолжением железной дороги в сторону Москвы станцию Загорье переименовали в Бирюлево. Новое название станции взяли от сельца Бирюлево. Что интересно, оно располагалось довольно далеко от этого места — по правую сторону Серпуховского шоссе, в районе нынешней улицы Кировоградской. При станции в 1900 году образовался поселок. В сентябре того же года был завершен последний участок железнодорожной линии — до Москвы к Павелецкому вокзалу. Так Бирюлево получило прямую связь с Москвой.

— До Октябрьской революции поселок состоял всего из 11 жилых домов, нескольких казарм и бараков для рабочих, обслуживающих железную дорогу, — рассказывает Владимир Муравьев.

В поселке была чайная лавка и дешевый трактир — кабак Золотова. Были также кладбище с часовней, на месте которой позднее построили нынешнюю бирюлевскую Никольскую церковь. Было и свое учебное заведение — железнодорожное училище.

Станция, с одной стороны, давала работу, а с другой — сильно загрязняла окрестную территорию.

— Мощность первых паровозов была довольно мала, поэтому к большим составам часто цепляли дополнительный паровоз-толкач, — рассказывает Владимир Муравьев. — С юга в Москву везли нефть и каменный уголь. Паровозы сильно дымили, так что земля вдоль дороги была черной от угля и паровозной гари.

В 1920 году население поселка составляло уже 1600 человек, здесь числилось 145 домовладений, располагавших 340 жилыми квартирами.

Когда началась индустриализация, Москва стала расширяться, понадобилось много стройматериалов и топлива. Нагрузка на железную дорогу резко возросла. В связи с этим на станции Бирюлево-Товарная открыли паровозное ремонтное и вагонное депо, а еще заложили элеватор.

На западе Бирюлева построили кирпичный завод.

— Поселок стал интенсивно развиваться с началом коренной реконструкции железнодорожной магистрали Москва — Донбасс, когда ее пропускная способность резко увеличилась, — рассказывает Владимир Муравьев.

К 1959 году население поселка насчитывало уже 21 500 человек, а вскоре он вошел в состав Москвы. С 1971 года здесь начался снос старых домов поселка и массовое строительство многоэтажек.

Кликните, чтобы посмотреть картинку в полном размере
Кликните, чтобы посмотреть картинку в полном размере
Новости партнеров