Александра Назарова: Прототипом Нади из Бирюлева стала моя соседка по коммуналке

17 апреля 2015 года. Александра Назарова на открытии выставки «Искусство фронту», представленной фестивалем «Черешневый лес». Фото: Екатерина Чеснокова, РИА Новости

Народная артистка России Александра Назарова сыграла десятки великолепных ролей в театре и кино, но поистине звездной стала роль Бабы Нади из Бирюлева в сериале «Моя прекрасная няня». Хитроватая бабулька с невероятной житейской смекалкой очень пришлась по душе российскому зрителю. И образ этот разительно отличается от американской «кальки», проданной нашему каналу СТС и вышедшему на Западе.

– Александра Ивановна, я думаю, что сказалось ваше персональное обаяние: у американцев, которые продали нам «рыбу» этого сериала, такого персонажа, как Баба Надя из Бирюлева, нет вовсе…

Действительно, Баба Надя — наше отечественное «изобретение». Хотя американцы очень не любят, когда мы в своем творчестве делаем «шаги» в сторону от текста. Но продюсеры именно на этом сериале добились свободы в заранее оговоренных рамках. Наша съемочная группа каждый раз садилась всей компанией за стол вместе с режиссером Алексеем Кирющенко — он-то и придумывал всевозможные приколы.

– А как вам работалось с Жигуновым, Смолкиным, Заворотнюк?

Атмосфера была очень веселая и творческая. Сергей Жигунов и Борис Смолкин часто подшучивали друг над другом, и нам всем доставалось рикошетом. Смолкин — он вообще раньше возглавлял в Питере команду КВН. Мне труднее всего давалось в этом сериале украинское гэканье. А попала я в «Няню» с передачи «33 квадратных метра» после того, как сыграла там дурную тетку, которая приезжает в гости и наводит «шороху». Поначалу я думала, что в «Няне» я буду занята день-два. Но сериал «пошел». Зрители требовали новых серий, мою героиню стали все больше и больше включать в сюжет.

– Вы, в отличие от вашей героини, человек интеллигентный. Но, как и многим в послевоенном поколении, довелось пожить в коммуналках. Не оттуда ли брали черты героини?

Я родилась в Ленинграде, и туда же мы вернулись из эвакуации. Квартиру нашу заняли какие-то люди. Нашу семью поселили в общежитии во дворе Театра им. Ленсовета (тогда он назывался «Новый театр»), где работали мои родители. А комнату в коммуналке мы получили в бывшем доходном доме. Нас в одной такой квартире оказалось девять семей. Потом, прочитав книжку Владимира Путина «От первого лица», выяснила, что мы с ним были соседями, — президент России в детстве тоже жил в этом Басковом переулке. Коммуналка — особый, ни на что не похожий мир, со своими непростыми отношениями. Был у нас и удивительный персонаж — некая Настасья, простая русская баба, которая работала в кафе.

– Ну а как началось ваше движение в сторону театра?

Мы же жили во дворе театра, я много крутилась за кулисами, многократно видела спектакли. И в итоге сама стала играть с родителями. В спектакле «Нора» по пьесе Ибсена. И в спектакле «Гибель дракона». Причем играла там мальчика, мне было 7 лет. А еще я много ездила вместе с ними, мне так нравились гастроли! Думаю, что с тех пор я и полюбила путешествия.

– А как в итоге оказались в Москве?

Я влюбилась в режиссуру Эфроса, увидев его спектакль «Друг мой Колька». Я поняла, что хочу работать только с этим режиссером. Приехала к нему в театр из Питера, чтобы показаться. Я понравилась, на меня прислали в институт заявку. Вот так я и оказалась в Москве и проработала в Детском театре у Эфроса три года. Потом был Театр имени Ермоловой, на сцене которого я проработала, страшно сказать, 48 лет.

ДОСЬЕ

Александра Назарова родилась 17 июля 1940 года в семье актеров. В 1961-м окончила ЛГИТМиК, курс профессора Б. В. Зона. С 1961 по 1964 год трудилась в Московском Центральном Детском театре (нынешний РАМТ). С 1965 года — актриса Театра им. Ермоловой.

Новости партнеров