Борис Грачевский: Египтяне называли меня «Мистер Ералаш»

4 декабря 2018 года. Борис Грачевский с пригла-шениями на показы своих проектов — «Ералаша» и картин «Крыша» и «Между нот, или Тантрическая симфония». Фото: PERSONASTARS
4 декабря 2018 года. Борис Грачевский с пригла-шениями на показы своих проектов — «Ералаша» и картин «Крыша» и «Между нот, или Тантрическая симфония». Фото: PERSONASTARS

Борису Грачевскому исполнилось 70 лет. На творческом вечере в Центральном Доме кинематографистов гуляла вся Москва — папу «Ералаша» пришли поздравить коллеги и друзья. Побывала на встрече и обозреватель «ЮГ», которая побеседовала с юбиляром.

— Борис Юрьевич, 70 лет для творческого человека — прекрасный возраст, можно подвести промежуточные итоги, но впереди — много чего интересного.

— Абсолютно  согласен. Творческий человек, если он востребован, возраста не ощущает. Я всегда находился в окружении творческих людей, потому что уже в шесть лет работал с отцом на эстраде в концертном номере: угадывал на расстоянии чужие мысли.

В школе я учился вместе с детьми писателей, а это тоже была особая атмосфера. Мне довелось бывать, например, «на кострах» у Чуковского, Корней Иванович собирал друзей на посиделки. И среди приходящих было немало детей.

Войти к нему мог любой, за вход полагалось принести 10 шишек. Писатели в его доме нам, детям, читали стихи, играли с нами.

— Теперь понятно, кто именно в вас заложил это качество — «вкладываться в детей». «Ералаш» незримо корнями уходит в эти костры?

— И в них тоже. Хотя до «Ералаша» в те времена мне было еще ой как далеко. Потому что после школы, я отправился совсем не на сцену, не в кино, а строить ракеты в Королеве. А идея «Ералаша» много позже пришла в голову нашему замечательному комедиографу Алле Суриковой.

— А были ли в вашем детстве какие-нибудь шалости, которые позже стали основой сюжетов «Ералаша»?

— Мы с приятелями садились в переполненный трамвай и начинали усиленно чесаться. Народ думал, что у нас чесотка, все разбегались, а мы ехали в комфортных условиях.

— А что в вашей жизни означает «Ералаш»? Новейшая студия? Интересная работа? А, может, целая философия?

— «Ералаш» — любовь на всю жизнь. В доме под названием «Ералаш» созидается то, что мне самому дорого и важно. И с каждым годом я начинаю ценить это все больше. Радостный детский стон и визг — реакция на «Ералаш» в любой точке земного шара. В Египте, например, меня просто называют «Мистер Ералаш».

— Ваша студия оснащена новейшей техникой, у вас своя театральная школа, где дети обучаются по специальной системе. Вы сами придумываете сюжеты?

— Такую махину один человек поднять не в силах. Сорок сподвижников в течение дня живут со мной в едином ритме, под одной крышей, мы думаем синхронно.

Я привлек на студию самую современную дорогостоящую технику, которой управляет огромное количество специалистов, чтобы делать кино еще качественнее. Мы добиваемся того, чтобы звук был еще прозрачнее, чтобы монтаж был бы самый идеальный. Я ненавижу самодеятельность. Как и неряшливость.

И хочу, чтобы мои дети-артисты играли бы на мировом уровне. И они играют, как блистательные народные артисты, обучаясь «в бою». У нас к каждому ребенку приставлен человек, который внимательно за ним наблюдает: вначале юное дарование сидит сзади, потом его пододвигают вперед, он получает круп-ный план, реплику! А уж после — главную роль. Так дети постепенно привыкают к съемочной площадке.

Многие начинающие у нас ребята поступают после школы сразу в театральный, снимаются в сериалах и фильмах без дополнительной подготовки.

— Сергей Никоненко сказал, что у него в этом году было четыре съемки, но самая дорогая — это «Ералаш». У вас снимались Сергей Гармаш, Татьяна Кравченко, Светлана Крючкова, Филипп Киркоров, Геннадий Хазанов, Сергей Безруков — труднее назвать того артиста, который не снимался бы в «Ералаше». И каждый считает, что его сюжет — самый смешной. А вы какие сюжеты любите?

— Любимых много. Ну, например, «Успела»: девочка бежит по городу, сшибая всех и вся, после нее все ломается, происходят мелкие и крупные катастрофы.

И все это для того, чтобы успеть на начинающийся в определенное время по телевизору… выпуск «Ералаша». Я люблю историю, где Ефим Шифрин снялся в роли Оборотня. Мне нравится сюжет «Будь человеком», в котором классная обезьяна занимается хозяйством — стирает, гладит, готовит еду, открывает дверь.

Или вот сюжет, один из последних: полная девочка и нагруженный сумками мальчик бредут по двору.

Бегут ребята: «Сережка, давай с нами в футбол», девочка отвечает: «Никуда он не пойдет, мы — на пикник».

Дошли до леса, сели. Она ему: «Чего сидишь? Костер разводи!» Он идет за дровами в лес и видит лягушку: «Мальчик, поцелуй меня, обернусь я красавицей, заживем с тобой на славу!» А он отвечает: «Спасибо.

Одну я уже поцеловал!» А недавно сняли сюжет, где мальчишка выбегает из кабинета, целует учительницу и говорит: «Представляете, Анна Петровна, мне в шко-лу завтра не ходить». Перецеловал всех учителей. Входит директор школы: «А почему тебе не ходить в школу?» А парень отвечает: «А у меня ветрянка!»

— Я знаю, что вы в качестве артиста снялись в игровых картинах. Трудно не командовать на площадке, где правит бал другой режиссер?

— Не поверите: это огромный кайф, когда решения за тебя принимают другие. Мне нравится быть артистом. Я снял несколько игровых серьезных картин, теперь хочу — полнометражный комедийный фильм в духе Рязанова или Данелии. Вот как раз сейчас идет работа над сценарием.

ДОСЬЕ

Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Московской области. Окончил Калининградский механический техникум при заводе Королева, получив специальность токаря. В 1969 году поступил на заочное отделение ВГИКа на факультет «Организация кинопроизводства». Имеет звание заслуженного деятеля искусства и Орден почета.

Новости партнеров