Место съемок изменить нельзя

Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень», который снима- лся в Южном округе
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень», который снимался в Южном округе

Если верить режиссерам и сценаристам, на территории Южного округа царит XVIII век и течет река Волга

На этой неделе, 26 августа, отмечается День российского кино. Художники-постановщики не раз выбирали для натурных съемок объекты Южного округа, хранящие следы прошлого. А потом эти фильмы вошли в сокровищницу отечественного кино.

"ЗЕРКАЛО"

Сцены у реки из фильма Андрея Тарковского «Зеркало» снимали в «Коломенском».

Помните, парнишка стоит на холме, и перед ним открывается восхитительный простор...

— Этот фильм Тарковского считается автобиографичным. Думаю, что при выборе натуры Андрей искал места, которые напоминали ему наше детство, — рассказывает сестра режиссера Марина Тарковская. — Река в окрестностях «Коломенского» очень напоминает Волгу в районе Юрьевца, где мы жили в период оккупации. В доме теперь музей, в нашей комнате стоит раскладушка, на которой спал Андрей, кровать, висит зеркало. Летом мы ходили за пятнадцать километров за ягодами, вооружившись бельевыми корзинами. Мне было семь лет, а Андрею девять. Даже воды с собой не брали, не ныли, хотя шли босиком. Все эти детские ощущения Андрея очень точно переданы в этом фильме.

"ГАРДЕМАРИНЫ, ВПЕРЕД!"

В фильме Светланы Дружининой сцена побега из Москвы Анастасии Ягужинской тоже снималась в «Коломенском».

Ягужинская приезжает к настоятельнице монастыря прощаться перед отъездом в Париж. Ее сопровождает шевалье де Брильи, который благодаря таланту Михаила Боярского получился настолько ярким, что зрители недоумевали, почему девушка предпочла ему какого-то гардемарина.

За Боярским, вспоминает сценарист Нина Соротокина, всегда следовала назойливая толпа поклонниц, зачастую мешавшая работать. Когда снимали знаменитую сцену в бане, откуда де Брильи должен был выскочить голым, поклонницы спрятались в кустах. На них и выскочил голый Боярский-Брильи, увидел и — с хохотом помчался обратно на съемочную площадку, где, кстати говоря, тоже находились дамы, но все-таки свои. Пришлось деликатно отворачиваться.

"АМНИСТИЯ ОТ ПРЕЗИДЕНТА"

— Я в «Коломенском», — рассказывает народный артист Александр Пятков, — снимался в нескольких картинах. Одна из них — комедия Николая Фомина «Амнистия от президента». Это комедия о человеке, который работал в театре, но «театр сгорел и клоуны разбежались». Наш главный герой попадает в тюрьму, и там неожиданно проявляется в полной мере его творческая натура. Он руководит тюремным хором, который играют двенадцать «золотых голосов» — Хор Турецкого. Сам Михаил Турецкий убедительно исполняет роль начальника тюрьмы. Освободившись, герой встречает в столичном переходе моего персонажа — Василия Казахстанского, которого преследуют родственники влюбленной в него красавицы.

В «Коломенском» мы снимали сцены, где они вспоминают все эти смешные события. Там, кстати, была задействована огромная массовка: снималось гулянье. Камера запечатлела восхитительную церковь-свечку, причал, весну. Все цветет, и даже через экран ощущается сводящий с ума запах сирени.

"ТРАДИЦИЯМ ВЕРНЫ"

Вторая картина называлась «Традициям верны» — о Петре I и его окружении.

Съемки проходили во многих местах, но начали мы работу в «Коломенском» — все государевы сцены были сняты тут, в этой церкви.

Хорошо помню лошадей, пушечки, медовуху, факелы — замечательно! А еще помню, как в «Коломенском» мы снимали эпопею «Ермак», как ехали на лошадях, изображая пьяных казаков. А однажды я сидел в санях, груженных дорогими костюмами, отороченными мехом. По дороге мы на каком-то повороте вывалились, и костюмеры долго отчитывали артистов...

"ЕРМАК"

В Коломенском режиссерский тандем Усков — Краснопольский снимал сразу два фильма — «Ермак» и «Тени исчезают в полдень».

— Я участвовал в сцене, когда к государю — это была последняя роль Евгения Евстигнеева — приезжают казаки, — рассказывает артист Олег Пащенко. — Снимались подъезды к Вознесенской церкви. Усков и Краснопольский — представители старой школы советского кино. Мелочей у них на съемочной площадке нет. Ермак Тимофеевич собирается силой присоединить сибирские земли к Московскому княжеству. Поэтому из Москвы мы плавно перекочевали в Барнаул, где на 400-метровом обрыве могучей Оби было выстроено городище хана Кучума.

Были построены 16 стругов эпохи Ивана Грозного. Плыли по Оби и виселицы — Иван Грозный передавал «привет» Ермаку Тимофеевичу и намекал, что с ним будет, если он не придет и не поклонится в ноги русскому царю. Под Барнаул был перегнан Алабинский конный полк, который, выйдя на станцию раньше, чем нужно, плутал три дня по окрестностям. Сидеть на лошадях приходилось много.

А тренировался я до этого в Битце у руководителя конной группы «Донские казаки-каскадеры» Евгения Богородского.

"ЧАРОДЕИ"

Часть Битцевского парка также расположена в Южном округе. Здесь неоднократно проходили съемки.

Например, снимался проезд троек в фильме «Чародеи», когда герой Абдулова на трубе исполняет соло к песне «Три белых коня», а Эммануил Виторган бежит с этой самой трубой, перегоняя лошадь. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, Абдулова заменяет дублер. Крупные планы Александра Гавриловича были сняты значительно позже. Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, ранее отвергшее Боярского. В конце концов Абдулова утвердили на роль, но выяснилось, что, помимо работы в театре, он снимается в четырех фильмах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».

"ПОЛИЦЕЙСКАЯ АКАДЕМИЯ"

— Здесь же, в Битце, — рассказывает постановщик конных трюков, один из лучших каскадеров-конников страны Евгений Богородский, — режиссер Алан Меттер и продюсер Пол Маслянски снимали седьмую серию американской «Полицейской академии» совместно со студией «Три Т», возглавляемой Михалковым, который, кстати, тут же снимал сцены из «Сибирского цирюльника».

В то время кони группы «Донские казаки-каскадеры» стояли в Битце. Американцы приехали к нашим, потому что они выполняли сложнейший трюк перш.

Две лошади идут бок о бок галопом, на них два всадника, и у тех на плечах стоит третий. В Америке таких конников не нашлось.

"ТАЙНЫ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. РОССИЯ 1725-1801 ГГ."

Снимала Светлана Дружинина в Битцевском парке и сериал «Тайны дворцовых переворотов. Россия 1725– 1801 гг.» А именно сцены царской охоты. Маленький Петр II влюбляется в Елизавету, но она ему изменяет на его глазах. Он напивается, но честь ее поносить кому ни попадя не дает.

Снимался в этой же сцене и Дмитрий Харатьян (Иван Долгорукий), фаворит юного императора. Все это — на фоне роскошной природы, с непременно присутствующими в кадре борзыми, лошадями, массовкой, которая музицирует, рубит дрова, стирает, сидит у костра — и все в красивых дорогих костюмах, платьях исторических да мундирах.

"КОНЬ БЛЕДНЫЙ"

А на кладбище Донского монастыря в 1991 году Василий Панин снимал фильм «Конь бледный». Георгий Тараторкин играл Бориса Савенкова, а Кирилл Лавров — губернатора. Хорошо помню, как Лавров в своем военном мундире бродил между могил героев войны 1812 года под моросящим дождиком. Я спросила, согласился ли бы он теперь, в 1991 году, сыграть роль Ленина, и артист ответил: «В интересном сценарии, где давался бы новый анализ поступков этого человека, обязательно согласился бы. Можно по-разному оценивать его деятельность, но невозможно отрицать, что он был одним из крупнейших политиков своего века. В историческом кино главное — правильно и объективно подать материал».

КСТАТИ

На территории округа есть даже... английское подземелье. И находится оно на территории Донского монастыря. Именно здесь снимали фильм «Тайна Эдвина Друда» по последнему неоконченному роману Чарльза Диккенса.

МНЕНИЕ

Ольга Кузьмина: Вишневые и яблоневые сады всегда цветут на экране

Если сейчас число фильмов о Москве перевалило за сотню, то количество не снятых лент о ней не сосчитать. Каждый переулок нашего города мог бы быть канвой для рассказа о тех, кто жил тут и творил, о чем-то мечтал. И речь не обязательно должна идти о центре — сюжетов вне его куда больше.

История Садовников и Нагатина на самом деле уникальная, важная для Москвы, Чертановские сады, еще в конце восьмидесятых бушевавшие яблоневым и вишневым цветом, столыпинские столбы в Битце и отсчет коломенских верст — это ли не повод для кинематографиста взяться за дело? Не так давно, изучая историю Садовников, я попыталась представить, как этот район выглядел несколько веков назад. Меня потрясла очевидная истина: на берега Москвы-реки еще относительно недавно выходили люди в другой одежде, жившие в других домах, с другими мыслями и заботами.

И до дальнего Царицына поездка была целым путешествием. Сократив расстояние, наше время отдалило на немыслимую даль даже совсем недавнее прошлое, сохранить которое может кинематограф. Пусть это будут версии, допущения, но пусть они будут.

Ведь именно тут протекала жизнь обычных москвичей, оставивших нам на память о себе ласковые названия районов, традиции, запечатленную в топонимике историю. И для кино в этом смысле работы — нескончаемый край.

Новости партнеров