Олег Меньшиков: На мою свободу покушаются ежедневно

Актер, режиссер Олег Меньшиков больше всего ценит свободу, но считает, что иногда надо покидать коллектив, если долго в нем работаешь. Фото: PERSONASTARS
Актер, режиссер Олег Меньшиков больше всего ценит свободу, но считает, что иногда надо покидать коллектив, если долго в нем работаешь. Фото: PERSONASTARS

Художественному руководителю театра, актеру и режиссеру Олегу Меньшикову 8 ноября исполнится 60 лет. Накануне юбилея он рассказал «ЮГ» о балансе театра и кино, об истоках своих представлений о свободе и о спорте в своей жизни.

 АКТЕРСТВО — ВСЕГДАШНЯЯ МУКА  

У меня в детстве не было никакой актерской жилки. Я не занимался в театральной студии. Сейчас понятно: я состоялся как артист. Но я все равно считаю, что есть очень большое количество артистов намного лучше меня. Как-то прочитал интервью покойного Богдана Ступки. Так вот, он говорил, что многие думают: актерство — это радость, ан нет,актерство — мука. Вот для меня это мука всегдашняя: каждый выход на сцену, каждая роль — мука.

Очень плохо помню себя в школе. Я начал себя помнить курса со второго в институте. При этом у меня было нормальное детство.

Я ездил в «Артек», был председателем совета дружины. Отец мой был военным, но никакого спартанского воспитания никогда не было. Я не могу сказать, что мне все было дозволено, но я никогда не был под пятой родителей. У нас в семье были обычные нравственные законы.

АРТИСТА ВИДНО НА ПОКАЗАХ

…Считается, что в Щепкинское училище поступают те, кого не приняли в другие вузы — в Школустудию МХАТ, Щукинское училище или ГИТИС. У меня было не СЛОЖНО, НО НУЖНО так. Я поступал только в Щепкинское. Я пришел, а Владимир Багратович Монахов мне говорит: «Никуда больше не подавайте — я вас беру!» И взял меня сразу на третий тур, а уже на следующий день я принес документы. Потом, уже после училища, был Малый театр, что для молодого артиста тоже не бог весть какая находка, но мне Михаил Иванович Царев сказал: «Я вас беру», — и все. Меня Петр Наумович Фоменко звал к себе в Питер. Ну куда я в Питер? Фоменко тогда был в Театре комедии, он мне говорил: «Олегушка, вот вам моя визитная карточка, я понимаю, что вы никуда не поедете, так, на всякий случай». Но вот потом бог свел, встретились на «Калигуле»… Я тогдаи остался в Малом театре только потому, что ненавидел вот это: «Спасибо большое. Следующий отрывок». Мне кажется, это так унизительно. А с другой стороны, сейчас, будучи художественным руководителем театра, я понимаю, что на показах артиста сразу видно.

МЕНЯТЬ ТЕАТРЫ СЛОЖНО, НО НУЖНО

Когда ты долго работаешь в одном коллективе, у тебя размываются критерии.

У тебя могут быть какие-то победы, но вот эти твои победы уже не являются победами для искусства. Да, ты для себя можешь совершить подвиг, только в искусстве его никто не заметит. Я прекрасно понимаю Валентина Иосифовича Гафта, который сменил пять театров. Я тоже пять театров поменял. Мне кажется, это правильно, но это очень сложно: и уходить сложно, и к чему-то новому привыкать непросто. Но делать это необходимо для того, чтобы сберечь свой внутренний, театральный, творческий, индивидуальный мир.

...Меня где-то спросили, что я в себе больше всего ценю. Так вот — свободу. Я не столько свободен, сколько за эту свободу борюсь. Как только я понимаю, что кто-то или что-то покушается на мою свободу, я объявляю войну. Это происходит ежедневно. Как-то Зоя Борисовна Богуславская сказала, что с Меньшиковым нельзя даже о времени договариваться, потому что он это тоже воспринимает как посягательство на свою свободу.

НЕПЛОХОЙ ЗАЩИТНИК

Я большой поклонник спорта, хотя активно начал заниматься после сорока. После сорока ты понимаешь, что надо уже чем-то заниматься, чтобы держать себя в форме. Вот мы как-то с «Игроками» ездили на гастроли в Израиль, и каждое утро у нас был волейбол. Вставали как подорванные, и всей шоблой — артисты, монтировщики, все на свете — играли.

Мне очень нравится, когда меня называют плеймейкером, хорошо вижу поле и могу принимать участие в создании игры. Я не подчиняюсь игре, а стараюсь ее сделать.

Я снялся в фильме Коли Лебедева «Легенда № 17» ццо хоккеисте Валерии Харламове. Я сыграл тренера Анатолия Тарасова. Как где-то написал режиссер фильма Лебедев, это первая возрастная роль Меньшикова. Татьяна Анатольевна Тарасова, дочь легендарного тренера, мне даже на какой-то встрече сказала, что нашла фотографию отца, на которой видно, что мы с ним похожи. А я говорю: «Татьяна Анатольевна, не может такого быть!» У меня очень хорошая роль, замечательный Коля Лебедев, хороший Даня Козловский в роли Харламова. Правда, я совершенно не собирался играть эту роль. Продюсер Леня Верещагин мне предложил, а я ему: «Лень, ты что, обалдел? Где я, а где — Тарасов?» Я прочитал сценарий, и он предложил мне другую роль.

И тогда я, набравшись смелости, наглости, сказал: «Знаешь, там только одна роль — Тарасов, мне уже больше ничего другого не надо предлагать!» У Тарасова ведь очень драматичная судьба. Это роль второго плана, грубо говоря. Но она такая настоящая.

ДОСЬЕ

Олег Меньшиков (род.8 ноября 1960 года) — советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер и педагог. Народный артист Российской Федерации (2003). Лауреат трех Государственных премий РФ (1995, 1997, 1999). С 2012 года — художественный руководитель и директор Московского драмтеатра имени М. Н. Ермоловой.

Новости партнеров