Олеся Железняк: Искренность и простоту я оценила с годами

Актриса Олеся Железняк считает, что понимание, как играть роль, приходит не сразу. Роль нужно прочувствовать. Фото: PXOTOXPRESS
Актриса Олеся Железняк считает, что понимание, как играть роль, приходит не сразу. Роль нужно прочувствовать. Фото: PXOTOXPRESS

Провинциальная золушка, простушка Галя в «Моей прекрасной няне», Лариса — акула местечкового бизнеса в «Сватах»... Все это роли комедийной актрисы Олеси Желязняк, коренной москвички, проживающей на юге столицы. Но поклонники Олеси, приходя в «Ленком», где она сегодня с успехом работает, видят ее и совсем в других ролях. Например, в роли Тамары в «Пяти вечерах» по пьесе Володина. И с восторгом обнаруживают, что ей, оказывается, одинаково хорошо удаются как комедийные, так и драматические роли. В преддверии Международного женского дня корреспондент «ЮГ» узнала у актрисы, откуда она черпает вдохновение для создания образов таких разных, но искренних героинь.

— Олеся, когда вы работаете над образами ваших современниц, где вы подглядываете их черты?

— Я постоянно общаюсь с разными женщинами — это и подруги, и сестра, и коллеги. Актерская память так устроена, что все впитывает, потом трансформирует, синтезирует — новые качества, штрихи, детали. Я не сумею разложить по полочкам процесс рождения роли. Театр — дело живое, каждый спектакль отличается тем, что это новое привносится в уже готовый образ. Этим и прекрасен театр. Ты можешь ежедневно по-разному играть одни и те же вещи, с другим отношением. Артист — это история восприятий, наблюдений, осознаний.

— Как вам, москвичке, человеку с явно выраженной интеллигентностью и столичным менталитетом, удается столь органично перевоплощаться в простеньких провинциалок, приехавших покорять столицу?

— Я родилась в Москве в семье простых и очень хороших людей. Кстати, очень смущалась в юности от того, что у меня нет за спиной мощной театральной родословной, как у некоторых моих коллег-артистов. Родители меня ежегодно на каникулы отправляли в деревню на Украину. Свежий воздух, настоящее молоко, деревенский колорит — там я впитала в себя черты моих будущих героинь, простоту и искренность которых я оценила уже с годами.

Процесс рождения роли описать сложно. Кому-то надо представить персонаж, кому-то что-то прочитать про эпоху, кому-то изучить биографию, если роль биографическая. Мы в институте изучали системы Михаила Чехова и Константина Станиславского.

И я сейчас остро понимаю, о чем говорил Михаил Чехов, когда учил, что актеру надо просто «дождаться». Роль в тебе живет, бередит, а потом вдруг все складывается — актер понимает, как это нужно играть. Но профессия моя сложная, и я — многодетная мама, очень не хо-тела, чтобы мои дети ее выбрали. Она зависит от многих сопутствующих факторов, а не только от твоего мастерства или даже таланта. Раньше говорили: я служу в театре. Мы действительно служим, у нас нет «выходных» в привычном смысле этого слова. И кроме того, артисты — люди очень незащищенные, и изза этого бывают очень тревожными или даже тяжелыми до невозможности.

— Режиссеры часто используют ваш комедийный талант. Но ленкомовские зрители очень любят ваши драматические роли, в том числе Тамару в «Пяти вечерах»…

 — Комичное всегда воспринимается проще. Но мне действительно хочется играть Шекспира, идти в эту сторону. В институте мы делали шекспировские хроники с режиссером Виктором Шамировым, я играла и Жанну д’Арк, и других драматических персонажей. Мне главное, чтобы было интересно. А какой это жанр — комедия или драма — на самом деле уже вторично.

— Ваш супруг тоже артист. Тяжело двум творческим людям, «птицам шалым и вольным», как любит говорить Марк Анатольевич Захаров, сосуществовать под одной крышей, в быту?

— Тяжело играть вместе на сцене. С чужим человеком я могу притворяться, а с мужем — нет. Я работала с Даниилом Страховым в спектакле «Вокзал на троих», но потом туда ввели другого артиста, который делал свою роль несколько по другому, хотя очень хорошо. И когда я ему говорила слова про любовь, то поймала себя на мысли, что вот так, наверное, чувствует себя женщина, которая второй или третий раз выходит замуж. Слова те же — а люди меняются.

— Вас поклонники часто донимают?

— Когда меня узнают люди, они обычно улыбаются. Иногда подходят сфотографироваться. Я к этому отношусь спокойно. Но я живой человек, и если действительно очень спешу или устала, то могу сказать: «Простите, ради бога, в следующий раз».

ДОСЬЕ

Олеся Железняк родилась 11 ноября 1974 года в Москве. В детстве занималась в хореографической студии. В 1999 году окончила Российскую академию театрального искусства (курс Марка Захарова) и была принята в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. Первым ее спектаклем был «Варвар и еретик». Стала популярной после успешного кинодебюта в фильме «Ландыш серебристый». В 2007 году была ведущей проекта «Ты — суперстар!».Олеся замужем, у нее четверо детей.

Новости партнеров