Павел Лунгин: Встреча с генералом Николаем Ковалевым вдохновила снять фильм

10 сентября 2016 года. Режиссер Павел Лунгин на церемонии открытия XIV Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». Фото: Юрий Смиток/ТАСС
10 сентября 2016 года. Режиссер Павел Лунгин на церемонии открытия XIV Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого». Фото: Юрий Смиток/ТАСС

Известный режиссер Павел Лунгин заканчивает работу над фильмом «Братство», который появится на экранах 9 Мая 2019 года — в День Победы. Новая киноработа режиссера рисует максимально правдивую картину событий тридцатилетней давности и отчетливо показывает, что на войне — особенно, если эта война вот-вот закончится — никогда ничего не идет по плану.

— Павел Семенович, следуя заповеди Мейерхольда, в каждой своей новой работе вы уходите как можно дальше от предыдущей? Предыдущим вашим фильмом была «Дама Пик»…

— Фильм «Братство», который выйдет 9 Мая — в День Победы, — о выводе советских войск из Афганистана. Важно, что это именно выход. Так как сделать это всегда сложнее: надо с одной стороны сберечь людей, а с другой — осмыслить, почему нужен в данный момент этот выход. А для этого нужно переосмыслить и оценить все то, что произошло. Это лента о рядовом терроризме. Она основана на документальных событиях — вывод 108-й дивизии через перевал Саланг, который контролировали моджахеды. А с ними надо было договориться.

— А какая главная мысль фильма?

— Я бы лучше сказал о главной теме. Помните фильм «Они сражались за Родину»? Вот там замечательно показан непарадный героизм. Мы хотели показать, как в подобных условиях зарождаются подлинно героические проявления и настоящая дружба. И как война ставит большое количество моральных вопросов перед людьми.

В нашей картине герои пытаются договориться о перемирии с моджахедами, но это не просто, потому что к ним в плен попадает советский военный пилот. Возникает сложная политическая игра, в которой каждый вовлеченный в нее — штабисты, исламисты, спецназ, разведка, чиновники правительства — блюдет свои интересы. В центре этой воронки как раз и оказываются солдаты разведроты, которым важнее всего выйти, не бросая своих на поле боя.

Кадр из фильма «Братство», на фото актер Антон Момот
Кадр из фильма «Братство», на фото актер Антон Момот

— Сценарий вы сами писали?

— Его написал мой сын Александр Лунгин. Но потом мы работали все вместе — сидели в архивах, раскапывали эту историю. Но в основном — это его идея.

— Что вам больше всего запомнилось на этих съемках?

— Как всегда это бывает, самое главное в нашей жизни — это встреча с людьми. Для меня важным и основным во время съемок была встреча с Николаем Дмитриевичем Ковалевым, который служил тогда в Афганистане. Собственно, он и проводил эти переговоры с моджахедами. Потом судьба его кидала: он был и директором ФСБ, и генералом армии запаса, а сейчас он — депутат Госдумы. И знакомство с этим очень скромным человеком, что совершенно неожиданно для боевого генерала, как раз и обратило наше внимание на эту тему. Фильм основан на его личных воспоминаниях.

— А где проходили съемки фильма, в каких местах?

— Мы снимали в трех районах Дагестана: в горах в Гунибе — там есть село, внешне похожее на афганский кишлак; затем в Буйнакске и в древнем городе Дербенте.

— Картина сложнопостановочная. У вас были какие-то трудности в процессе съемок?

— Не поверите! Сложностей вообще не было. Нам все вокруг очень помогали. В Дагестане легко и приятно работать — советую всем кинематографистам.

— У вас наверняка в кадре едут танки и летят самолеты. Где добывали технику?

— Всю технику нам дала армия. Только не самолеты, а вертолеты. Сегодня вполне можно снимать любые крупномасштабные проекты, было бы финансирование. Деньги на фильм нам выделил Фонд кино.

— Вы довольны работой актеров?

— У меня всегда очень интересно работают актеры. Кирилл Пирогов, Федор Лавров, Олег Васильков, Виталий Кищенко. Ян Цапник сыграл хорошую комедийную роль. И очень интересное новое актерское лицо появилось у нас — Антон Момот. Он из Петербурга. Думаю, что у него большое будущее.

ДОСЬЕ

Павел Лунгин в кино дебютировал как сценарист в 1976 году — семейным фильмом «Все дело в брате». Затем по его сценариям были поставлены известные картины «Конец императора тайги» (1978) и «Непобедимый» (1983), «Все наоборот» (1981), драмы «Попутчик» (1986), «Христиане» (1987), «Восточный роман» (1992). Первый свой фильм «Такси-блюз» Лунгин снял в 40 лет.

Новости партнеров