РАССКАЖИ-КА МНЕ СКАЗКУ…
Государство вправе вмешиваться в процесс воспитания уже на том этапе, когда у ребенка смещены многие психологические понятия. Этой проблемой в том числе занимаются и в ГКУ г. Москвы Социальный приют для детей и подростков ЮАО.
В Социальный приют для детей и подростков ежедневно поступают дети, имеющие проблемы с психическим здоровьем, требующие серьезную психологическую помощь. Попадая в приют, ребенок находится под постоянной опекой специалистов.
Главным принципом работы психологической службы Социального приюта является тактика непрерывного психологического сопровождения всех сторон жизнедеятельности ребенка. Организация психологического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, направлена на снижение рисков, связанных с развитием детского неблагополучия. А конечной целью является восстановление психологического здоровья нормального развития воспитанников.
«Центральное место в работе психологов занимает индивидуальная абота с детьми диагностического и коррекционного плана. Индивидуальная карта социально-психологической реабилитации воспитанника служит ориентиром для специалиста, — говорит заведующая отделением социальной диагностики Елена Любка. — Психолог прежде всего определяет первоочередные задачи, успешное решение которых должно позволить ести дальнейшую работу с ребенком на более благоприятном фоне. Индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста направлены на формирование игровой деятельности, развитие речи, активного словаря, развитие высших психических функций, коррекцию эмоциональной сферы посредством игротерапии, арттерапии. С более старшими детьми проводятся индивидуальные занятия, направленные на коррекцию поведения, формирование учебной мотивации, развитие познавательной, интеллектуальной сферы, снятие тревожности, минимизацию страхов и т. д.
Используются методы арттерапии, сказкотерапии, социальной терапии, применяется также телесно-ориентированная терапия с целью снятия внутримышечного напряжения, психологическая гимнастика. С детьми, перенесшими психотравму, проводится работа по предупреждению развития патогенного состояния. В первое время у детей преобладают сильные эмоциональные нарушения. Задача психолога состоит в том, чтобы стабилизировать и снизить их интенсивность. Основной акцент делается на формировании отношений доверия, которое бывает утрачено не только к определенным людям, но и ко всему миру».
Групповые занятия с детьми в Социальном приюте проводятся раз в неделю. Это беседы, тренинги по самым разным темам: профилактика употребления психоактивных веществ, ВИЧ/СПИДа, девиантного поведения и бродяжничества, неуспеваемости в обучении, школьной дезадаптации и социально-педагогической запущенности; конфликтов в группах. Консультативная работа проводится с воспитанниками по актуальным направлениям, а также с воспитателями и социальными педагогами.
Работа с семьями воспитанников приюта проводится в форме групповых консультаций на занятиях родительского клуба «Согласие» и во время «Дня открытых дверей», в первое воскресенье октября. В приюте также работает семейный психолог. Так специалисты психологической службы приюта своими методами работы с детьми помогают им посмотреть на мир другими глазами. Дети находятся в приюте от одного месяца до полугода, затем направляются в детские дома. По разрешению специалистов по опеке и попечительству муниципальных образований они могут быть возвращены в родную семью, однако ребенок продолжает находиться под контролем социальной службы.
Нина ДОНСКИХ