Не должно быть школ «сильных» и «слабых»

На вопросы нашего корреспондента отвечает депутат Московской городской Думы, заместитель председателя комиссии по образованию и молодежной политике, член фракции «Единая Россия» Ирина Великанова.
- Ирина Яковлевна, с какой целью и каким образом происходит объединение школ в Москве?
- Цель объединения школ - создание полноценных образовательных комплексов с расширенным набором образовательных услуг, гарантирующих качественное многопрофильное обучение для большого количества детей.
Преимущества слияния заключаются в объединении нескольких ресурсов - экономических, материальных, педагогических, методических. Естественно, что у солидного образовательного
учреждения - солидные образовательные возможности. В первую очередь это возможности
для школьников.
Увеличение количества специалистов-предметников расширяет спектр выбора профильного обучения, особенно для старшеклассников - помимо математического и гуманитарного классов ребята могут выбирать из 12 - 15 профилей. В многокомплектной школе есть возможность объединить учителей физики, химии и так далее в «кафедры», тогда их профессиональное общение будет полезно и им, а через них и ученикам.
Важно и объединение материальных ресурсов. Речь ни в коем случае не идет о принудительном закрытии или слиянии школ путем административных решений. Наоборот, я бы сказала, что в настоящее время школам дана возможность самим подумать о своем дальнейшем развитии. Инициатива объединения школ исходит снизу – соответствующее согласованное решение принимают сами образовательные учреждения - администрации, педагогические коллективы, управляющие советы школ, родители учащихся.
Положительное решение принимается тогда, когда имеется аргументированное обоснование подобного решения и понимание коллективами ожидаемых позитивных изменений. По информации департамента, в 2012 году от 710 образовательных учреждений поступило 268 совместных заявок на создание таких образовательных комплексов. При этом из-за отсутствия согласованной позиции всех участников образовательного процесса 13 заявок были отклонены. В результате созданы 255 образовательных комплексов, которые объединили 684 учреждения.
Объединяются не только школы. В состав образовательных комплексов могут вливаться и детские сады. Создание таких центров образования, безусловно, является перспективным направлением.
- Связана ли такая реорганизация с тем, что в этом году в целом по Москве 82 школы оказались настолько «слабыми», что не смогли набрать достаточного количества учеников даже на один первый класс?
- К сожалению, такая проблема существует. Вместе с тем оптимизация сети образовательных учреждений в Москве происходит уже не первый год, правда, это было не так масштабно. Каждый год определенное количество школ объединялось, создавались комплексы.
Активизация данного процесса в этом году, на мой взгляд, произошла и в связи с введением новых правил финансирования образовательных учреждений. Теперь, объединяясь, школы расширяют свои возможности и ничего при этом не теряют, поскольку финансирование зависит только от одного параметра - количества учащихся. Все школы получают абсолютно одинаковый норматив финансового обеспечения на одного ученика.
Для старшеклассника это, например, порядка 120 тысяч рублей в год. Идет массовая компьютеризация всех московских школ, которая также выравнивает их возможности. Кроме того, школа сама выбирает оптимальную структуру штатного расписания, правильного соотношения администрации и количества учителей, выводит заработную плату.
Не должно быть школ «сильных» и «слабых», каждый московский школьник имеет право на качественное образование. Да и каждый московский учитель с учетом того, что все школы равнодоступно финансируются, имеет право на равную заработную плату. Однако очевидно, что в равных условиях не все добиваются равных результатов. И если школа не пользуется спросом, значит, там неэффективное управление, непривлекательный для родителей контингент учителей. При такой ситуации объединение «сильных» и «слабых» школ – оптимальное решение. Конечно, объединение включает в себя не только общие ресурсы и возможности, это еще и общая ответственность. Если «сильная» школа объединяется со «слабой», то это значит, что она берет на себя ответственность за то, чтобы уровень обучения во всем образовательном комплексе был такой же.
Подготовила Нина ДОНСКИХ.

Новости партнеров