Я на всю жизнь влюбилась в Штирлица!
— Элеонора Петровна, этот знаменитый эпизод длится семь с половиной минут. Никак не укладывается в голове: как можно сыграть бессловесную роль с таким накалом драматизма, что она стала одной из самых сильных в фильме? Даже режиссер картины Татьяна Лиознова говорила, что в картине есть две гениальные роли, достойные главных наград: жена Штирлица и парень, который приводит ее на свидание к мужу. Вот уж поистине, «выйдя из кафе «Элефант», вы вошли в историю кино.
— На эту роль я попала, можно сказать, случайно. Позвонил знакомый ассистент по актерам и сказал, что если сыграю один эпизод в «Семнадцати мгновениях весны», меня будет знать вся страна. И я поехала на встречу с Татьяной Михайловной Лиозновой. Мне сделали прическу и отправили на фотопробы. Татьяна Михайловна осталась ими довольна, и на завтра объявили съемки. Я попросила Татьяну Михайловну дать мне почитать сценарий, чтобы успеть выучить текст. И услышала в ответ: «А
слов нет. Утром приедешь, и будем работать». На следующий день я рано утром уже была на месте. Лиознова, чтобы дать мне нужный настрой, стала рассказывать предысторию встречи моей героини с мужем. Меня загримировали, состарили лет на десять, и начались съемки. Сцену с прекрасным актером Женей Лазаревым мы сняли достаточно легко: зашли в кафе, прошли к столику, сели… А потом Татьяна
Михайловна сказала: «А теперь смотри вправо. Там будет сидеть Тихонов».
С Вячеславом Васильевичем до этого мы никогда не общались, видела его только на съемках в картине «Две жизни», где тоже снималась в массовке, а у него была главная роль. В день съемок сцены встречи с женой у Тихонова был выходной, его решили не беспокоить, дать ему отдохнуть. Но у меня ничего
не получалось, мне нужны были «глаза мужа». И неожиданно открылась дверь, и… зашел Тихонов. Все, кто находился на съемочной площадке, оторопели от неожиданности. Оказалось, Вячеслав Васильевич захотел увидеть актрису, с которой у него на экране должен происходить молчаливый диалог. Когда я увидела его глаза, мгновенно в него влюбилась! За несколько минут мне пришлось прожить целую жизнь… На следующий день, когда снимали этот эпизод с Тихоновым, он потребовал, чтобы я тоже присутствовала на съемках…
— Судя по всему, этот фильм в вашей судьбе сыграл поистине мистическую роль.
— Это верно. Ведь в ранней юности мне пришлось на Курильских островах поработать в пограничном штабе в отделе разведки. У меня было звание старшего сержанта, правда, форму я не носила. Я знала весь материал, над которым мы работали, даже участвовала в поимке японского разведчика. Специально для того, чтобы записывать допросы, выучила стенографию.
— Да как же вас занесло на Курилы?
— Получилось так, что после школы поступила в сельскохозяйственный институт, но через полгода по состоянию здоровья пришлось взять академический отпуск. Отца, который служил в пограничных войсках, перевели на Курильские острова, и он взял меня с собой. Он это сделал для того, чтобы я не смогла уехать в Москву, чтобы поступать в театральный институт, так как считал, что из меня может получиться хороший педагог или врач. А я мечтала о поступлении на актерский еще со школы. В конце
концов у нас с отцом произошла ссора, и я, забрав с собой маму и младшую сестру, все-таки уехала
в Москву. Это было в 1961 году. Я стала студенткой Щукинского театрального училища. Здесь мы с
однокурсницей Людочкой Чурсиной сначала снимали угол, потом нам дали комнату в общежитии,
где мы жили еще с двумя студентками. Чтобы как-то выжить, подрабатывали уборщицами.
— После училища вы сразу попали в Театр имени Вахтангова.
— Причем я просто помогала выпускникам на показе. Вместе с Валерием Бабятинским сыграли сцену из «Вишневого сада». Он играл Гаева, а я — Раневскую. И нас приняли. Меня — в Театр имени Вахтангова, а Валерия — в Малый театр. Первой театральной работой была роль Феи в детском спектакле «Золушка». Потом предложили роль деревенской девушки-казачки в «Конармии», где моим партнером был сам Вячеслав Шалевич. В моем послужном списке также Маша в «Живом трупе», Лаура в «Каменном госте», Мамаева в «На всякого мудреца довольно простоты», рабыня в «Турандот»… Всего в театре у меня было пятьдесят ролей. Сейчас занята в небольших ролях в двух спектаклях: «За двумя зайцами» и «Принцесса Ивонна».
— Многие известные актрисы и актеры часто подолгу оставались без ролей. С вами такое было?
— И это я тоже прошла. Двадцать лет практически не давали ролей в театре, да и сейчас, считаю, значительные роли почти не играю.
— Как же вы пережили этот трудный период в вашей жизни?
— Из забвения меня буквально вытащил Сергей Новожилов. Благодаря ему я начала принимать участие в творческих вечерах в Доме кино, общих концертах, меня стали приглашать на различные кинофестивали. К примеру, в фестивале театра и кино «Амурская осень», президентом которого, кстати, и является Сергей Новожилов, я уже участвовала три раза.
— В отличие от театральной ваша кинематографическая судьба складывалась более удачно.
— Моя первая настоящая роль в кино была в картинах «Ошибка резидента» и «Судьба резидента», где по воле судьбы я сыграла тоже жену разведчика. В главной роли снялся Георгий Жженов. Это был необычайно талантливый актер. Я всегда поражалась его жизнестойкости, дисциплинированности, бесконечной доброте и в то же время какой-то жесткости. Он был очень интересным, неординарным человеком.
— А было что-то интересное, связанное с «Семнадцатью мгновениями весны»?
— Петр Сергеевич Вельяминов пригласил меня к себе в Санкт-Петербург на юбилей. Его отмечали в одном из театров. И вот перед выходом на сцену в фойе ко мне подошел адмирал в парадном мундире, подозвал свою жену и сказал ей: «Это жена самого Штирлица, ты же плакала, когда смотрела этот эпизод!» С этими словами он опустился передо мной на колено и поцеловал мне руку. Это было настолько неожиданно, что я даже растерялась… Мне нередко писали жены разведчиков, благодарили за то, что я поняла их горькую судьбу, они же живут как бы отрезанными от всего мира, постоянно переживая за любимого человека.
— В биографическом сериале «Утесов. Песня длиною в жизнь» вы сыграли Екатерину Фурцеву. Трудно было играть эту роль?
— Я как-то быстро схватила характер героини. Я ведь знала ее и в жизни, мы приезжали к ней с театром.
— Пришлось поработать на телевидении?
— Очень много. Меня и сейчас приглашают на прямые эфиры. Несколько раз была на передаче у Андрея Малахова «Пусть говорят».
— Какой самый ценный совет вы получили в своей жизни?
— В принципе вся моя жизнь складывалась так: крепко стоять на своих ногах, не надеяться ни на кого. Дай бог самой зарабатывать и ни от кого не зависеть.
Беседовал Леонид ГУРЕВИЧ.





















