Надо разговаривать со своими детьми

Прошло время после страшных событий в московской школе №263. Прошли первый шок и ужас от того, что в наших школах теперь тоже стреляют. Немного улеглись страсти и подостыли эмоции, какие-то версии подтвердились, какие-то опроверглись. Пришло время обобщать и делать первые выводы, а главное, думать, что делать дальше. Чем реально помочь людям, которые сталкиваются с чувством одиночества и эмоционального напряжения в современном мегаполисе? Что подсказать родителям, которые чувствуют, что они подчас не понимают того, что происходит в душе и в голове своего стремительно взрослеющего ребенка? Как усилить меры безопасности в школах? Вот лишь часть вопросов, которые волнуют всех.
Свое мнение об этих проблемах газете «ЮГ» высказал Алексей Мишин, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, директор психоневрологического интерната №30 города Москвы (ЮАО).
О внимании к детям
— Я хочу дать советы, которые помогут людям не совершить тех горьких ошибок, которые потом невозможно исправить.
Говоря о подростке, надо помнить, что это уже не ребенок, но еще далеко и не взрослый человек. Каждому подростку хочется, чтобы отношение к нему было как к самобытной и уникальной Личности. В этом возрасте так хочется, чтобы сверстники тебя принимали, но при этом ты чем-то отличался от всех. И в поисках этого «отличия» и душевных метаний проходит не один год. А тут еще родители с их нотациями. Дополним картину постоянным «интернет-прессингом» и льющейся широким потоком информацией о западных школьниках, которые легко и просто расстреливают учителей и сверстников. И при этом им якобы весело. Они не знают, как на самом деле это страшно…
О причинах трагедии
— Есть множество факторов, которые привели юношу к преступлению. Во-первых, стресс. С чем он был связан? С ситуацией, что человек идет на медаль, что он отличник и испытывает сильные нагрузки. С ситуацией, связанной с геймингом, зависимостью от компьютерных игр. Ведь если люди часами просиживают в виртуальном мире, они просто теряют чувство реальности. Подросткам кажется – все, что есть в игре, можно переложить на реальность. Мы говорим о «суженном сознании». У подростка в голове одни стрелялки. Это приводит к неадекватным реакциям. Есть еще вопросы о семейном комфорте. Были ли доверительные отношения у подростка с родителями? Этому возрасту свойственен максимализм, все видится только в черных и белых тонах. Это тоже иногда вызывает неадекватное поведение.
Все прояснится, когда будет проведена судебно-психиатрическая экспертиза. Я когда-то работал в центре Сербского. Такие сложные ситуации должны разбирать психологи и психиатры. Если подросток это деяние совершал в невменяемом или аффективном состоянии, говорить о полноценном понимании того, что он делает, нельзя. И судить по всей строгости закона тоже нельзя.
О мерах безопасности
— Очень важен спорт для молодого организма. Это развивает мозговую деятельность. И стабилизирует ее. В школе должен работать психолог. Особенно внимательным нужно быть к ученикам 10 – 11-х классов. Я сам молодой родитель. Надо возвращаться к тем формам, которые были раньше. Должно быть школьное содружество, родительский комитет. Люди должны общаться. Всегда можно созвониться. Поговорить друг с другом. Когда мы проговариваем свои страхи, нам становится легче. А ситуация паники ни к чему хорошему не приведет. Надо разговаривать со своими детьми. Слушать своего ребенка. Больше времени проводить с ним.
Записала Анна НОВИКОВА.