В помощь людям, оказавшимся в зоне военных конфликтов

Военная ситуация, развернувшаяся на Украине, не пройдет бесследно ни для одной категории населения, независимо от степени погружения и участия. Война — это всегда трагедия, угроза жизни, стресс.
Конечно, больше всего страдают непосредственные участники военных действий, но и люди, потерявшие детей, родных и близких, дом и имущество во время бомбежек, испытывают боль и стресс. Что делать, как облегчить их страдания? На эти вопросы отвечает Алексей Мишин, врач-психиатр, кандидат медицинских наук, директор психоневрологического интерната №30 г. Москвы.
— Можно выделить два основных вида психических расстройств, возникающих у людей во время военных действий: острое стрессовое расстройство или посттравматическое стрессовое расстройство.
Острое стрессовое расстройство (ОСР) представляет собой эмоциональную и когнитивную дезорганизацию на фоне внезапно возникшей угрозы жизни. Сам человек выйти из такого состояния не может, но любой оказавшийся рядом при определенных навыках и знаниях может оказать первую психологическую помощь потерпевшему. Основное отличие человека в ОСР от других – это видимая невооруженным взглядом дезорганизация: потерянность, отсутствие ориентации в пространстве и времени, эмоциональное и двигательное возбуждение, истерика или, наоборот, ступор. Помощь в данном случае заключается в том, чтобы нормализовать эмоциональное состояние человека. При каждом симптоме используются свои техники.
Так, в случае истерики человека нужно отвести в безопасное место и не реагировать на его эмоциональные проявления. Истерика без сочувствующей публики быстро проходит.
В ступор — одну из самых сильных защитных реакций организма — человек может попасть после сильнейшего неожиданного нервного потрясения: взрыв, нападение. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов. Так как контакт с окружающим миром поверхностный, пострадавший может и не заметить опасности и не предпримет действий, чтобы ее избежать. Что можно сделать в такой ситуации? Размять пальцы рук (большой и указательный), на них активные точки, при воздействии на которые возможна ответная реакция и выход из состояния. Говорить пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции. Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
При двигательном возбуждении, когда человек мечется, как раненое животное, и теряет способность логически мыслить, он не в состоянии определить, где враги, а где помощники, где опасность, а где спасение. Часто отсутствует реакция на окружающих, на слова, на действия. Не надо спорить, надо говорить спокойно, выводить его на разговор о том, что с ним происходит. Помните, что двигательное возбуждение обычно длится недолго и чаще всего переходит в нервную дрожь, плач. Когда человека удалось вернуть в реальность, нужно нормализовать его состояние: при излишней активности — успокоить, при апатии — активизировать жизненный тонус. Затем нужно составить вместе с человеком четкий план действий: узнать, куда он пойдет и что будет делать, например, в ситуации потери жилья. Все это делается, чтобы понять, насколько человек адекватен, дееспособен, и чтобы минимизировать скрытую агрессию (месть) и суицидальные мысли. Если человек настроен агрессивно, необходимо обсудить с ним возможные негативные последствия его поступков. Важно понимать, что при ОСР человек нуждается в поддержке и опоре, в четких рекомендациях.
Есть еще один вид психологических травм: реакция человека на происходящее, которая развивается не сразу, а спустя какое-то время. В профессиональной среде этот симптомокомплекс называется «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР). Ему подвержены как непосредственно участвующие в боевых действиях, так и пострадавшие. Подверженность этому расстройству, так же как и при ОСР, зависит от личностных особенностей, от повреждений головного мозга органического генеза, наличия скрытых психических заболеваний. ПТСР проявляется в неустойчивости эмоциональных реакций, боязни нападений сзади, негативном отношении к окружающим, потере смысла жизни, чувстве вины за то, что остался жив. ПТСР необходимо лечить с помощью специалистов (психологов, психотерапевтов) и медикаментозной терапии; если ничего не делать, заболевание может растянуться на долгие годы.
Как можно помочь самому себе и психотравмированным людям? Необходимо:
1. Говорить о своих чувствах и переживаниях, не замыкаясь в себе. Причем с людьми, которые готовы поддержать, а не осудить! Не стесняйтесь своих слез, плачьте, когда хочется. Лучший способ излить свою боль — в слезах!
2. Найти людей с похожим кризисным опытом. Взаимная поддержка помогает легче справиться с бедой. Хорошо поделиться своими переживаниями с теми, кто реально их понимает, получить новый опыт в преодолении трудностей или помочь своим советом. Тогда появляется ощущение, что и вы можете быть полезны, а значит еще не все потеряно.
3. Продолжать жить, «вытаскивая себя за воротник» на улицу, на работу, словом, не замыкаться! В одиночестве симптоматика может усиливаться.
4. Понимать, что психическое состояние (страхи, кошмары, воспоминания) не лечится приемом алкоголя и других изменяющих сознание веществ. Они дают лишь временное облегчение, усиливая затем симптомы ПТСР.

Новости партнеров
Полезные ссылки