Классическая литература – глоток чистого воздуха
17:41 • 27 ноября, 2014

— Павел Валерьевич, какие книги вы предпочитаете читать в последнее время?
— Поскольку я сам всю жизнь занимаюсь литературой, у меня «предпочтения» диктуются необходимостью. Я читаю то, что мне нужно в данный момент, а это могут быть и публикации, и книги, и рукописи. Времени на «свободное чтение» практически не остается. Но если я окажусь, например, на даче и решу почитать что-то для себя, то это будет классика XIX века. Пушкин, Лермонтов, Фет, Тургенев, Лесков… Не знаю, кого именно вдруг захочется перечитать. Но перечитывать классику мне необходимо так же, как дышать иногда чистым воздухом на природе.
— Как менялись ваши литературные предпочтения с течением времени?
— Как ни странно, но именно подростком я увлекался классикой и читал книги не для моего возраста: «Идиота» Достоевского и «Переписку с друзьями» Гоголя, которые в школьную программу не входили. И совсем не интересовался фантастикой и детективами. Наверное, я был какой-то «не такой» мальчик. В конце 1970-х, когда я учился на факультете иностранных языков в Саратовском университете, читал много переводной литературы и литературы на английском языке. Открывал для себя Фолкнера, Хемингуэя, Айрис Мэрдок… И русский ХХ век: Булгаков, Шолохов, Бабель, поэзия Серебряного века. Современную литературу я стал читать довольно поздно, когда в Литературном институте учился, — Юрий Казаков, Распутин, Астафьев… И совсем уж «текущую» литературу стал читать, когда стал критиком и печатался в «Литературной газете». В аспирантуре много читал специальной литературы по филологии.
— Есть ли у вас так называемые настольные книги — те, к которым вы время от времени обращаетесь на протяжении всей своей жизни?
— Для меня настольные книги – словари и энциклопедии. В Даля я заглядываю чуть не каждый день, меня постоянно интересует этимология русских слов, что они на самом деле означают. Разобраться в смысле слова — значит решить проблему на 80 процентов. Часто обращаюсь к биографическим словарям, чтобы узнать о жизни малоизвестного писателя XIX, ХХ веков. Вообще у меня много словарей и энциклопедий.
— Какую современную литературу вы можете порекомендовать сегодняшней молодежи?
— О поэзии ничего не скажу, я современную поэзию не понимаю. А вот проза… Есть целый ряд, на мой взгляд, очень приличных прозаиков, но не уверен, что все они понравятся молодежи. Захар Прилепин, Роман Сенчин, Алексей Иванов, Игорь Сахновский, Майя Кучерская, Владислав Отрошенко, Алексей Варламов, Олег Павлов. Модных Владимира Сорокина и Виктора Пелевина не люблю, хотя слежу за ними и читаю их новые вещи, потому что как профессионал должен «быть в курсе».
А молодежи я бы порекомендовал просто читать. То, что им хочется. Лишь бы читали. Ведь привычка к чтению у многих людей сейчас исчезает вообще, а это грозит нам в буквальном смысле гуманитарной катастрофой.
Беседовала Екатерина ВИТЯГИНА, методист ЦБС ЮАО г. Москвы.