Выражение протеста кабатчику

На протяжении десятков лет до Первой мировой войны саксонский подданный Ф. А. Диппман содержал в Царицыне-дачном развлекательный «Семейный сад». Основными посетителями здесь были разные отдыхавшие толстосумы из Москвы. Но однажды местные жители своими силами «закрыли» это ресторанное заведение.
Окрестному населению это заведение, подобное трактиру, только с очень высокими ценами на выпивку, явно не нравилось. Еще в мирные годы царицынское крестьянское общество постановило ходатайствовать перед московским губернатором о закрытии «Семейного сада» Диппмана. Поселяне выступали: «Не хотим ни пивных, ни садов, ни трактиров с водкой!» И они смогли-таки своего добиться. Учитывая их заявления и прочие сложившиеся обстоятельства, «Семейный сад» должен был бы полностью закрыться 31 декабря 1914 года.
До этой даты, как известно, летом, разразилась война, и все германские и австрийские подданные были объявлены военнопленными. Аресту и отправке в Москву подлежал владелец царицынских развлечений Ф. А. Диппман.
Но что интересно: в самый день ареста этого коммерсанта в его «Семейный сад», уже закрытый по распоряжению московского губернатора (в связи с началом войны), из города на десяти автомобилях приехали его сородичи – перепуганные немцы. Все они уже были наслышаны о «подвигах» соотечественников по отношению к русским на своей родине. Без сомнения, немцы ожидали почти того же, но уже к своим персонам в Москве. Спасаясь, они решили срочно скрыться из города, хотя бы в ближайшем пригороде, у своего любимого царицынского камрада.
Сразу по приезде колесной техники по селу и окрестностям быстро разнеслась весть «Немцы на свой совет приехали». В этой связи мужики и бабы с ребятней огромной толпой направились к «Семейному саду». Там все, завидев шикарные автомобили, близко к ним подошли. Ни громить, ни разорять технику никто не стал.
Пришедшие посмотрели, потоптались и, не говоря никаких дерзостей, недолго думая, обычными рабочими приемами сняли с ворот ресторанного заведения его вывеску с надписью на русском и немецком языках. После чего торжественно, всем миром, пошли к большому Царицынскому пруду и вполне спокойно ту вывеску утопили в воде. Довольные своим коллективным поступком поселяне с достоинством разошлись по своим домам и туда, где их ждала работа.
Лишь этим крестьяне и местные рабочие на глазах приехавших на машинах гостей показали свой долго назревавший протест против деятельности ненавистного и единственного в селе кабатчика.
Татьяна БИРЮКОВА, москвовед.

Новости партнеров
Полезные ссылки