Фронтовику Ивану Климову вручили медаль «За отвагу»

— А дело обстояло так, — рассказывает инвалид войны Иван Климов, — шел сильнейший бой с фашистами на подступах к так называемому Сандомирскому плацдарму. Наш наблюдательный пункт находился на передовой и стоял на горке, рядом высилась большая церковь с высокой колокольней. Мы очень четко со своего наблюдательного пункта вели разведку сил противника и передавали данные в штаб. Немцы решили, что против них работают наблюдатели и разведчики, которые расположились в церкви либо на колокольне. Сколько снарядов они обрушили на церковь! Атаку на храм вели и немецкие бомбардировщики. Нам это было только на руку, мы спокойно засекали огневые точки противника. За ту операцию и был награжден.
Еще фронтовик Иван Климов как зеницу ока бережет благодарность Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина. Отпечатанная на красивой плотной бумаге грамота со словами вождя хранится в специально сделанной рамке. Эту награду артиллерийский разведчик получил за активное участие в боях на Орловско-Курской дуге.
Война для Климова закончилась после ранения и контузии, которые он получил, участвуя в моторизированной разведке уже на территории Германии. Это было уже его третье ранение, самое тяжелое. Осколками от снаряда посекло лицо, верхнюю половину тела, а контузия отразилась на речи, спровоцировала сильнейшие головные боли. Полгода лечения в госпиталях… Наконец выписали и отправили служить в нестроевую часть. Демобилизовали солдата в 1947 году. Иван Климов возвращается в Москву, где его никто не ждал. Единственным родным человеком сироты (а воспитывался Иван в детдомах) стала нянечка из детского дома, откуда он уходил во взрослую жизнь и на войну.
— Было тяжело, — вспоминает ветеран, — у меня постоянно болела голова, потом прибавились боли в груди. Меня направили на излечение в госпиталь имени Семашко. Более полугода проходила реабилитация. При выписке главврач вызвал меня к себе и честно сказал: «Будешь жить в Москве, помрешь. Уезжай на юг, на Кавказ, в Крым».
Климов уехал на Украину, в Донбасс, потом переехал в Одессу, а оттуда в Молдавию. В Молдавии сдружился со стариком грузином, который посоветовал ему уехать в Грузию, он же дал Ивану сопроводительное письмо к своим родственникам. Иван Александрович с юмором вспоминает, как в Поти, куда он приплыл на пароходе из Одессы, его задержали пограничники и обвинили в шпионаже. Уж больно подозрительно выглядел человек в нелепой для субтропиков шинели и огромных кирзовых сапогах, с деревянным чемоданом и котомкой за плечами. Потом была жизнь в грузинской деревне рядом с историческим Гори. Он заметно поправился и окреп физически. В 1954 году Климов вернулся в Москву, где и по сей день живет в районе Нагатинский Затон.
Единственное, о чем жалеет ветеран, что сейчас рядом с ним нет жены Евдокии Александровны, тоже фронтовички, с которой прожил в любви и согласии 45 лет. Вот такой он, девяностолетний фронтовик, инвалид войны Иван Александрович Климов. Пожелаем ветерану здоровья и успешно отпраздновать 70-ю годовщину Великой Победы.
Виктор Осадчий, фото автора.