Герой «Бессмертного полка» Владимир Иванович Зуев: «Мы позиций не сдавали»

Владимир Иванович с первых дней рвался на фронт, но его, естественно, не взяли по возрасту, так что пришлось «воевать» за партой техникума, строить оборонительные рубежи на подступах к столице, тушить на крышах бомбы-зажигалки. А в феврале 1943 года, когда он достиг призывного возраста, военкомат направил его курсантом в военно-пехотное училище.
Через пару месяцев Зуева откомандировали на фронт под Старую Руссу в стрелковую бригаду, которая вела тяжелые оборонительные бои. Во время одного из них рядовой Зуев спас своего командира взвода, который был тяжело ранен и начал тонуть в болоте. При этом Зуев сам получил пулевые ранения. «Фашисты поливали нас шквальным огнем, — вспоминает Владимир Иванович, — из десяти наших бойцов пятеро выбывали из строя ранеными, двое-трое — убитыми». Владимир пробыл в госпитале около четырех месяцев и снова вернулся в свою стрелковую бригаду.
Затяжные бои под Старой Руссой шли вплоть до снятия блокады Ленинграда. «Мы позиций не сдавали, — говорит Владимир Иванович, — практически жили в окопах под неприятельским обстрелом. Спали на снегу. Чтобы не замерзнуть, ложились по двое: один полушубок стелили под себя, другой — на себя. Мне помогала выжить спортивная закалка. Я был здоровым парнем — за все время пребывания в промерзлых окопах даже ни разу не чихнул. Не пил, не курил — ворошиловские сто граммов спирта и свою норму махорки отдавал товарищам».
В феврале 1944-го в бою у деревни Медведево Новгородской области автоматчик Зуев первым ворвался во вражескую траншею, в рукопашном бою застрелил немца, напавшего на командира роты. Затем во время обходного маневра его рота попала под обстрел, и Владимир был тяжело ранен, его буквально изрешетили осколки и пули. Бойца отправили в госпиталь в Фурманов Ярославской области. Подлечили, подняли на ноги и в санитарном поезде повезли в Забайкалье.
После выздоровления Владимир Зуев овладел специальностью радиотелеграфиста и был направлен в 750-й зенитно-артиллерийский полк, с которым дошел до Харбина, где и встретил весть о капитуляции японской армии.
В 1946-м был демобилизован в звании рядового и вернулся домой в Москву. Окончил МИФИ, стал инженером-механиком, защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. В 1978 г. был удостоен звания профессора.
Владимир Иванович никогда не оставлял занятий спортом, с 1947 года начал играть в футбол в первой клубной команде «Буревестник» и студенческой команде МИФИ, затем увлекся и хоккеем. Став арбитром, судил матчи союзного чемпионата в высшей лиге, работал в судейском комитете FIFA, инспектором на международных соревнованиях. Стоит отметить, что только два представителя отечественного арбитража представляли СССР в судейском комитете FIFA: Николай Латышев и Владимир Зуев.
Среди наград ветерана — орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За победу над Японией».