Госуслуги - без очередей и нервотрепки

Необходимость получения любых видов государственных услуг, будь то запись к врачу или получение необходимых документов для проведения сделки по продаже недвижимости, раньше вызывала нервную дрожь у каждого, кто не имел знакомого человечка в нужном месте. Вечные очереди, в которых для получения одной справки приходилось стоять чуть не сутками, давка, толчея, неизменные перебранки из разряда «вас тут не стояло»… А за следующей справкой – пожалуйте в другое учреждение. И там – все по тому же сценарию… Сейчас уже с трудом верится, что все это было – еще каких то пять лет назад. Кардинально ситуация изменилась с запуском интернет-портала государственных услуг и созданием системы многофункциональных центров оказания госуслуг.

Портал городских услуг был открыт в 2011 году. Поначалу его функционал был небольшим, но и появление возможности записаться на прием к врачу, подать заявление о приеме ребенка в школу или детский сад, получить Единый платежный документ уже существенно упростило жизнь москвичей. В результате – доля москвичей, использующих механизм получения государственных услуг и сервисов в электронном виде, увеличилась с 0% в 2010 г. до 50% в 2014 г.

Год от года портал расширял количество предоставляемых услуг и другие функциональные возможности и на сегодняшний день предоставляет 129 услуг и сервисов как для физических, так и юридических лиц, большинство из которых целиком предоставляются в электронном виде.

Сейчас на портале зарегистрировано 4,6 млн. личных кабинетов москвичей. От них поступает порядка 8 млн. запросов в месяц. Кроме стандартного

набора услуг портал госуслуг предоставляет москвичам возможность подать заявление в ЗАГС, получить "детское" пособие полностью в электронном виде, без личного посещения органов власти с получением денег на банковский счет; передать показания приборов учета; посмотреть оценки ребенка с помощью электронного дневника; пополнить электронную карту школьника; записаться на медкомиссию для получения справки для ГИБДД и многое другое.

Наиболее востребованы москвичами услугами и сервисы:

* прием показаний приборов учета воды – более 20 млн.;

* прием показаний электросчетчиков – более 8 млн.;

*запись на прием к врачу – более 3,6 млн.;

* запись в 1 класс – 68 тыс. обращений;

* запись в детский сад – 75 тыс. детей;

* выдача единого платежного документа – 937 тыс. обращений;

* детский отдых – 32 тыс. обращений;

* выплаты и пособия – 32 тыс. обращений.

Что ни говори, удобно решать вопросы, связанные с госуслугами, не выходя из дома. Но пока еще некоторые из них требуют личного присутствия человека при подаче заявления или оформлении документов. Поэтому в Москве стала развиваться сеть офисов, где такие услуги можно получить. Москвичи сразу же по достоинству оценили радикальное отличие новой системы оказания госуслуг – отпала необходимость бегать по разным инстанциям, собирая нужные документы, от которой не спасло даже внедрение системы «одного окна». Теперь весь набор услуг можно получить в одном месте.

Чтобы усовершенствовать работу новых центров, правительством Москвы был запущен краудсорсинг-проект «Мой офис госуслуг», участники которого высказывали свои замечания, пожелания и новые идеи по усовершенствованию работы МФЦ. В проекте приняли участие 6 тысяч москвичей, которые предложили в общей сложности 5,5 тысячи идей по улучшению процесса предоставления госуслуг. В результате эксперты отобрали 25 лучших идей - в том числе бесплатный Wi-Fi для посетителей МФЦ, предоставление клиентам информации о загруженности МФЦ, регламентирование внешнего вида сотрудников, расширение практики предварительной записи – и внедрили их в жизнь.

Качественные изменения, которые произошли с тех пор в работе МФЦ, которые получили название офисов «Мои документы», оценили не только москвичи, но и международные эксперты. В августе нынешнего года были опубликованы результаты исследования "Сравнительный анализ центров предоставления государственных и муниципальных услуг», проведенного консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers (PwC) в 18 крупных мегаполисах мира. По его итогам столичные центры госуслуг признаны одними из наиболее комфортных в мире. При этом Москва стала абсолютным лидером по удобству графика работы центров – они работают 7 дней в неделю с 8 до 20 часов. А в области получения обратной связи от населения у столицы России вообще не было конкурентов - в центрах услуг Москвы доступно 7 способов обратной связи, и это больше, чем во всех других городах. Высокие оценки получили столичные МФЦ и по остальным пунктам рейтинга.

Сегодня в столице офисы «Мои документы» есть практически в каждом районе. А на территории новой Москвы работают передвижные офисы оказания госуслуг. Они предоставляют москвичам 152 госуслуги, большинство из которых – 97% -можно получить в любом из офисов, не привязываясь к месту прописки. И список услуг все время расширяется. Так, недавно у горожан появилась возможность оформить в офисах «Мои документы» загранпаспорт. Такую услугу уже предоставляют 15 центров. Чтобы не стоять в очереди, записаться на прием можно на портале госуслуг.

Сеть столичных центров госуслуг постоянно расширяется и развивается, чтобы быть еще доступнее и удобнее для горожан. В этом году три центра «Мои документы» - районов Таганский, Северное Медведково и Восточное

Измайлово переехали по новым адресам. Это было сделано по просьбам жителей. Другой адрес может появиться и у офиса «Мои документы» Южнопортового района. За необходимость переезда проголосовали участники проекта «Активный гражданин». По просьбе жителей для центра подыскали новое удобное помещение, которое находится в шаговой доступности от метро.

Новый центр госуслуг «Мои документы» скоро появится в Головинском районе столицы. Место его расположения тоже определили москвичи с помощью голосования на проекте «Активный гражданин».

Алена Владимирова.

Новости партнеров