Георгий Бовт: Игрушка для городского развития

 бовт

Москва стала мировым лидером по наличию точек доступа к бесплатному городскому интернету. Wi-Fi теперь есть на улицах, в парках, зданиях, наконец, на всех линиях столичного метрополитена, где ежедневно им пользуются 2,5 миллиона человек. О том, как наличие бесплатного интернета влияет на экономическое развитие мегаполиса, размышляет известный политолог и постоянный автор нашей газеты.

Вот бесплатный Wi-Fi и заработал на всех станциях московского метро. Чаще всего эту программу у нас представляют как средство повышения привлекательности общественного транспорта. Тут стоит упомянуть и оборудование доступом к бесплатному интернету остановок общественного транспорта. На самом деле это лишь часть более масштабного процесса — процесса превращения Москвы в то, что на языке современных урбанистов называется «умный город». Непременной частью «умного города» является наличие большого числа точек доступа к Wi-Fi, прежде всего в общественных местах, в перспективе — полное покрытие городской территории доступом к широкополосному интернету. Такие программы пока реализуются лишь в небольших, компактно расположенных городах на Западе. Насколько известно, столь же амбициозные планы имеются и у Москвы, причем не на такую уж отдаленную перспективу. Уже появляются или вот-вот появятся целые городские зоны бесплатного доступа к беспроводному интернету (улица Покровка, ряд улиц Северо-Запада).

Что касается сегодняшнего дня, то Москва уже обогнала 11 из 12 крупнейших мировых мегаполисов (включая Нью-Йорк и Токио) по наличию точек бесплатного доступа к Wi-Fi. Уступив только Сеулу, который, заметим, начал реализацию концепции «умного города» раньше российской столицы.

У многих, наверное, отношение к этим всяким Wi-Fi сохраняется пренебрежительноскептическое. Мол, игрушки все это для каких-нибудь хипстеров. Однако в социологии имеется значительное число серьезных исследований, наглядно показывающих, как наличие бесплатного Wi-Fi в городах меняет в лучшую сторону всю городскую среду. Изучение потока посетителей нескольких парков в Нью-Йорке, СанФранциско и Филадельфии с открытым беспроводным интернетом показало, что посетители с лэптопами в среднем пользовались доступом к интернету 75 процентов проводимого в парках времени. При этом 25 процентов посетителей парков признались, что до появления там Wi-Fi они туда вообще не ходили. Меняется и социальный портрет посетителей: увеличивается доля молодежи, активизируется спрос на продукцию мелкой торговли и т.д. Увеличивается мобильность людей, они ориентируются во всем многообразии городских сервисов. Меняется в целом качество городской среды, люди все более социализируются, расширяются горизонтальные связи их между собой, улучшается качество обратной связи жителей с городскими властями. В свою очередь, те, кто содержит общественные места, приобретают новый стимул развития.

«Игрушка» в виде бесплатного Wi-Fi становится мощным стимулом развития всей городской экономики. Город становится не только «умнее», но и состоятельнее.

Другие свежие материалы читайте в полной PDF-версии газеты «Москва. Центр».

Новости партнеров