Пражский подземный дворец
Самую тихую станцию столичной подземки строили при участии чехословацких архитекторов и инженеров
Сегодня жителям юга столицы кажется, что станция «Пражская» была всегда. Однако в середине 80-х годов прошлого века ее открытия ждали с нетерпением: добираться на работу из этого спального района на автобусах и других видах транспорта было очень долго и далеко. И метростроевцы сделали все, чтобы станция не просто была сдана в срок, но и отличалась индивидуальностью и красотой. Построенная станция получила свое название в честь города Праги, в то время столицы Чехословакии, а сегодня Чехии. Открыли ее 6 ноября 1985 года в составе участка «Южная» — «Пражская». И 15 лет, до открытия станции «Улица Академика Ян- геля», она была конечной. Проектное название станции, однако, было другое: в документации того времени можно найти упоминание: «Красный Маяк» — именно так называется улица, где построили «Пражскую».
— Эта станция — результат архитектурного обмена, — рассказывает сотрудник Музея метро Михаил Шульга — 41 год назад московские мастера готовили к открытию пражскую подземку. Из Советского Союза на строительство линии «А» Пражского метрополитена было поставлено 43 тысячи тонн чугунных тюбингов, 21 эскалатор и даже турникеты. А чешские машинисты проходили стажировку на Кольцевой линии Московского метрополитена. Даже вагоны, которые курсируют по пражской подземке, родились на Мытищинском заводе. В 1982– 1983 годах наши метростроевцы открыли в Пражском метрополитене станцию «Московская». Ее украшает уральский мрамор, а на стенах можно увидеть панно с портретом Пушкина.
И наша станция «Пражская» Серпуховско -Тимирязевской линии была построена как ответный подарок: при участии чехословацких архитекторов и инженеров. Активное участие в работе над проектом принимал главный архитектор пражского метро Эвжен Киллар.
Оформление «Пражской» самобытно и не похоже на другие подземные дворцы столичного метрополитена.
В отделке стен использована керамическая плитка коричневых тонов (она прекрасно поглощает шум, поэтому станция получилась самой тихой в столичной подземке), прямоугольные колонны покрывает золотистый металл.
«Пражская» была построена по типовому проекту из сборных железобетонных конструкций: 26 пар колонн, белый подвесной потолок, рассеивающий льющийся сверху свет. А над путями потолок выкрашен в черный цвет. При оформлении были использованы эскизы чешских мастеров.
Так, в вестибюле размещены скульптуры, символизирующие образ Праги, в переходе — скульптура, олицетворяющая реку Влтаву. У входа на станцию — скульптурная ком позиция «Интеркосмос».
На момент начала строительства как раз состоялся первый полет чехословацкого космонавта-исследователя, а ныне посла Чехии в России Владимира Ремека на советскую станцию «Салют-6». Кстати, Ремек был и первым негражданином СССР и США, слетавшим в космос.
Камень скульптуры необычен. Это врачанский камень из Болгарии, совсем не имеющий прожилок.
Скульптура состоит из двух многотонных монолитов, которые доставили в Москву на автопоездах.
Сегодня станции в московской и в пражской подземках уже не так похожи, как в год их открытия. Дело в том, что станция в Праге сменила не только название с «Московской» на «Андел», но и внешний вид.
В 2015 году в вестибюлях полностью заменили облицовку стен и потолка. При этом не сохранилось ни оформление, ни технологическое решение шумопоглощающего потолка, которое там применялось.
Керамическая плитка, которой оформленыстенына «Пражской», поглощает шум. Поэтому это самая тихая станция в нашем метро
Прямая речь
Константин Черкасский, директор Музея метро:
— Такие станции, как «Пражская», с двумя рядами колонн и кафельной облицовкой стен, прозвали в народе «сороконожками». Эта конструкция оказалась самой дешевой для строительства. Поэтому ее начали массово тиражировать. И побежали «сороконожки». Это своего рода пятиэтажки, только под землей, — никаких архитектурных излишеств.
Факты
- После открытия станции некоторое время ее курировал Сергей Галанин, бессменный лидер группы «СерьГа». Он окончилМосковский институт инженеров транспорта, факультет «Мосты и тоннели», и работал в Центральной лабораторииМетростроя.
- Переход южного вестибюля станции метро «Пражская» является однимиз самых больших в Москве