Спортсменов падения не пугают

Владимир Панурин из Южного округа рассказал о любимых лошадях и подсказал, как можно с пользой отдохнуть
В конно-спортивном комплексе «Битца» тренировки профессиональных всадников начинаются с 14:00. В новом манеже пол усыпан специальным рыже-коричневым песком. По периметру расположено невысокое ограждение с перилами: можно облокотиться и наблюдать. Сегодня на арене — девять хрупких девушек . Одетые в плотные обтягивающие лосины, жоккейские курточки и форменные кеппи, они, словно влитые, грациозно сидят на блестящих спинах лошадей. Животные, чувствуя к себе внимание, позируют, блистая холенными боками и начищенными копытами.
— Тише, спокойней, не наседай на лошадь, — громко командует тренер одной из наездниц. — Прислушайся к животному. Оно само знает, как правильно пройти дистанцию.
Девушка послушно сбавляет ход. Конь, почувствовав послабление, весело мотает подстриженным хвостом и довольно прижимает уши.
У входа на манеж стоит заведующий прокатом комплекса Владимир Панурин. Завидя приближающуюся лошадь со всадницей, Владимир освобождает проход и делает шаг в сторону. Поровнявшись, конь останавливается и приветливо мотает головой, не двигаясь с места.
— Ну, здравствуй, здравствуй, Гоша! — ласково треплет конягу по гриве Панурин. — Давай-ка, пробегись!
Оценив напутствие, четвероногий легко впрыгивает на круг арены.
— Какой должен быть у всадника вес, чтобы лошади не было тяжело? — спрашиваю у Панурина.
— Чем тяжелее всадник, тем крупнее лошадь. Бывают случаи, когда и 120-ти килограммовые наездники блестяще «прыгают». Если спортсмен техничный, то его вес не мешает лошади.
В этот спорт он пришел в десятилетнем возрасте. Мальчишкой он жил в Сокольниках и конно-спортивная база была через забор от дома.
— Сразу было любопытно, знакомился с лошадьми, а потом затянуло. Попадая сюда, человек забывает обо всех проблемах. Ведь не зря говорят, что рай на земле находится на спине лошади.
— Сколько надо учиться мастерству наездника?
— Всю жизнь, — не задумываясь отвечает Панурин. — Это как искусство, как игра на скрипке. Второй вопрос — способности. Приходит, к примеру, группа новичков в десять человек. Смотришь — двое из них сидят так, что как-будто всю жизнь только и делали, что ездили на лошади. У других получается хуже. — У вас блестящая спортивная карьера. Вы были многократным чемпионом СССР, победителем и призером международных конкурсов, тренировали чемпиона олимпиады в Пекине Андрея Моисеева. Что нужно делать, чтобы добиться таких результатов?
— Очень много работать.
— Были ли лошади, запомнившиеся больше всего?
— Да, конь-трехлетка, Фейерверк. Стоило мне только зайти в конюшню, он узнавал меня по шагам. Его денник был рядом с другим конем — Лимузином. И если я первым подходил к Лимузину, то Фейерверк бросался на решетку, бил копытами и жутко ревновал. Если наоборот — то было все в порядке. Стоило мне на манеже его подозвать, он бежал стремглав. Поднимался на задние ноги и пытался мне передние умостить на плечи, обнять меня. Девять лет мы с ним проработали. Очень талантливый конь. Три чемпионата СССР выиграл.
— Насколько доступен этот спорт сейчас?
— Одноразовое занятие для опытного наездника стоит 1300 рублей. Содержание одной лошади обходится порядка 70 тысяч рублей в месяц. Поэтому, это удовольствие недешевое.
— Какие люди нравятся лошадям?
— Смелые. Если этого нет, ничего не получится. Лошадь должна понимать, что ты ею управляешь, а не она тобой. А вот взаимопонимание — это искусство и нарабатывается оно годами. Победа есть только тогда, когда есть сочетание лошадь-всадник.