Заводные львы царя Алексея Михайловича

На прошлой неделе, 29 марта, исполнилось 387 лет со дня рождения царя Алексея Михайловича (1629–1676).
Одна из достопримечательностей Коломенского — воссозданный дворец царя. Не все знают, что настоящая резиденция Алексея Михайловича, построенная в 1672 году, была не там, где находится сейчас ее макет.
«Восьмое чудо света» — так отзывались о коломенских хоромах современники царя. И это не дипломатическая лесть: действительно было чем восхититься. Строение поражало даже тех, кто видел его снаружи: сложный ансамбль построек, богато украшенных резьбой, соединенных между собой переходами, крытых крышами в виде скатов, пирамид, бочек, куполов. Окна из цветной слюды напоминали витражи.
Внутреннее убранство дворца поражало еще больше. Стены и подволоки (потолки) украшала роспись по грунтованным холстам: орнаменты, библейские и мифологические сюжеты. На потолке Столовой палаты красовалось изображение неба с символами солнца, луны и знаков зодиака. Такие росписи были в то время во всех дворцах мира, они как бы связывали власть монарха с небесной иерархией. У ворот стояли два деревянных льва, обтянутых овчиной, еще два таких зверя восседали по обеим сторонам трона. Когда к царю приближались послы, львы раскрывали пасти и грозно рыкали, вращая глазами.
— Утром в понедельник, среду и пятницу царь принимал во дворце бояр и проводил заседания Боярской думы, — рассказывает историк Андрей Топычканов, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Московского государственного объединенного музея-заповедника.
— В эти же дни во дворец допускали челобитчиков и людей, желающих поднести царю подарки. Здесь же монарх мог давать аудиенции военным, отправляющимся на боевое задание (например, против Стеньки Разина) или возвращающимся с него, прибывшим на царскую службу иностранцам, гонцам и многим другим.
В часы отдыха царь слушал пение певчих дьяков, декламации придворного поэта Симеона Полоцкого, смотрел выступления иностранных потешников (артистов). В хорошую погоду предавался любимой забаве — соколиной охоте на прибрежных лугах Москвы-реки. При дворце находилась кречатня, на которой содержались ловчие птицы.
В коломенских теремах жили и последующие российские монархи. Но после переноса столицы и царского двора в Петербург строение понемногу приходило в упадок. В 1767 году Екатерина II повелела разобрать дворец.
4 сентября 2010 года было торжественно открыто восстановленное здание, точнее, его макет в натуральную величину. Настоящий дворец был целиком из дерева, а в нынешнем под бревенчатым слоем скрывается железобетонная конструкция. И главное — воссоздать дворец на прежнем месте не удалось. За три века там выросла дубовая роща, ее решили не трогать. Постройку перенесли на территорию пашни бывшего села Дьякова. А вот внешний облик воссоздать удалось — помогли старинные чертежи и описания.
Нынешних посетителей дворца уже не так поражают львы — они видали роботов и позатейливее. Сейчас гостям больше интересно устройство царского быта XVII века.
— Посетители спрашивают, почему царь и царица жили раздельно, где ели, как мылись, — говорит Андрей Топычканов. — Многое можно представить себе благодаря музейным предметам, пояснениям экскурсоводов и мультимедийным реконструкциям. Например, в Столовой палате выставлены макеты блюд, которые подавались на царских трапезах, а на специальном экране показана театрализованная подача блюд (два стольника вносят жареного «порося», украшенного цветами, брусникой и яблоками…). В ролях придворных — сотрудники нашего музея-заповедника.