Уникальные часы пережили войну

За пять лет работы на счету у поискового отряда «Партизан» сотни необычных находок
Мягкий свет выхватывает из глубины школьного музея ржавые продырявленные каски, искореженные саперные лопатки и простреленные насквозь кружки, одинокий, наполовину истлевший солдатский ботинок… Двое молодых мужчин бережно достают из-под стекла конусообразный металлический предмет небольшого размера — так сразу и не определишь, что это такое.
— Не догадались? Еще бы, ведь перед вами довольно необычная находка — самодельная коптилка, — Руслан Джумабаев, руководитель поискового отряда «Партизан» из Южного округа внимательно, как будто впервые, рассматривает артефакт в своей руке. — Ее изготовили из 45-миллиметровой артиллерийской гильзы — обрезали, вставили фитиль. Внутрь заливали масло или керосин. Обычно бойцы, если они стояли рядом с деревней, брали лампу у местных жителей, но тут все сделали сами. Такие вещи ручной работы встречаются крайне редко, поэтому мы тут же решили забрать ее в наш музей, который находится здесь, в школе № 1257.
Еще среди необычных экспонатов — швейцарские часы из Карелии. Владимир Демчук, заместитель руководителя отряда, допускает, что сейчас они могут существовать в единственном экземпляре.
— Формально производившая их компания была зарегистрирована в Швейцарии, однако на самом деле базировалась в Аргентине. Это маленькая гаражная фирма, которую основали два брата. Она довольно быстро обанкротилась, не успев изготовить много экземпляров. В основном эту марку знают только в Латинской Америке и Испании. Боец, который носил найденные нами часы, скорее всего, побывал в одной из этих стран.
Поиск военных предметов — лишь небольшая часть работы участников отряда. Главное для них — найти бойцов, оставшихся на полях сражений Великой Отечественной войны. И по сохранившимся у некоторых солдат «смертным медальонам», по обрывкам документов, даже по подписям на посуде постараться установить личности погибших и перезахоронить останки солдат с воинскими почестями. Поисковики занимаются раскопками в районе первой Ржевско-Вяземской операции, где проходили сражения в январе-апреле 1942 года и на юге Карелии, где в июне 1944 года действовал 37-й воздушно-десантный корпус. — В отряде 22 человека. Нас объединяет гордость за Родину и бойцов, которые не вернулись с войны, — говорит Руслан Джумабаев.