По закону памяти

Марина Гладкова, шеф-редактор газеты «Южные горизонты»
Марина Гладкова, шеф-редактор газеты «Южные горизонты»

Авторская колонка Марины Гладковой, шеф-редактора газеты «Южные горизонты»:

Где только не встретишь москвичей. На майских выходных я была под Питером. Здесь, неподалеку от Волховского фронта, в Великую Отечественную шли тяжелейшие бои. Из года в год сюда, как только сойдет снег, приезжают поисковики со всей России и, конечно, из Москвы. Чтобы поднимать бойцов, которые до сих пор лежат на этой земле.

Куда ни глянь — траншеи. Будто и не было 70 с лишним лет. Изрытый лес. Стоит погруженный в дрему. И снится ему война.

— Верховой! — негромкий крик нарушает тишину. Несколько пар рук в перчатках бросаются расчищать песок вокруг костей.

Металлоискатель звенит не переставая: места буквально нашпигованы железом. Снаряды разрывало на мельчайшие осколки, которые пронзали землю, бойцов...

— Откуда столько проволоки? Не уж-то связист?! — переговариваются поисковики. Отряхивая от песка, извлекают на свет свидетельства военного прошлого.

Химический карандаш — вставлен в гильзу от патрона, чтобы использовать до конца, без остатка. Звездочка от погон — такие только в 1943-м появились. Значит, не раньше 1943-го погиб этот безымянный солдат.

А бои здесь были до 1944-го. Косточку за косточкой очищают от грунта. Отвал просматривается дважды, чтобы не пропустить «смертный» медальон, подписную ложку, номерной орден или любую другую зацепку, по которой можно узнать имя солдата.

Несколько часов работы — и следующая яма. Кажется, будто тут раньше уже копали: слишком легко поддается почва.

Под мягким верхним слоем — пять пар ботинок, ремни, сумки от противогазов и хаотично разбросанные кости солдата.

— Черных рук дело... — мрачно констатирует один из поисковиков. И для меня поясняет — черные копатели. Ценное забрали, а то, что продать нельзя, скинули в яму.

Такое разное отношение к подвигу наших дедов и прадедов. Одни тратят свои отпуска, чтобы поднимать солдат. Не вылезают из ямы, пока не извлечено все до последней косточки. Другим закон памяти не писан.

Они отбирают у солдат то последнее, что может помочь их найти, — ведь кости не звенят на металлоискатель. И стоит черным копателям выдернуть у бойца винтовку — как он уже навсегда пропадет без вести. Навсегда останется лежать безымянным.

Май 2016 года. Колеса поезда выстукивают: «По-бе-да! По-бе-да!» Низкий поклон вам, известным героям и неизвестным солдатам! Спасибо за эту 71-ю весну. Весну без войны.

 

Новости партнеров