Одиссея простого карандаша

Письменными принадлежностями пользуются все. Но мало кто знает, что этот привычный аксессуар делают на юге столицы
Цех гудит будто пчелиный улей. Карандашная фабрика имени Красина работает с далекого 1926 года.
На фабрике есть стенд, посвященный устаревшим моделям. Заместитель генерального директора по производству Михаил Никитюкс указывает на карандаш с ластиком на конце — таких больше не делают. Сегодня производство выпускает карандаши лаконичного дизайна: они покрыты прозрачным лаком и украшены красным «хвостом».
Карандашное «путешествие» начинается с пакетовочного станка. Этот аппарат придумали еще в 50-х годах. Машина лихо складывает деревянные дощечки «колодцем». Рабочие несут «башни» в сушильную камеру. Никитюкс открывает тяжелую дверь, изнутри пышет жаром:
— Их выдерживают в 100-градусной жаре от двух до четырех суток.
Заготовки отправляются на склейку блоков. Между дощечек кладется грифель, они скрепляются клеем и сохнут шесть часов.
Кстати, на фабрике много немецкого оборудования 1973 года, встречаются и «старички» — станки, выпущенные аж в 1943-м.
Следующим этапом блоки разрезаются на несколько карандашей. Сортировщица Валентина Серова убирает бракованные карандаши с подпалинами. Она трудится на фабрике уже 47 лет.
— Когда я дарю внукам новые карандаши, они любуются, говорят: «Красивые!» На что я отвечаю, мол, если бы их своими руками сделали, они бы вам казались еще лучше! — смеется Валентина.
Неокрашенные карандаши называют «белыми». Они движутся по кругу на очередной ленте, проходя под бидонами с лаком. И так 5–8 раз.
Заключительный штрих — хвостик. Рамка с карандашами опускается в краску и медленно поднимается вверх. Сначала наносится серебряный цвет, затем красный.
Больше никакой автоматики. Работницы фабрики — а женщин здесь много — вручную раскладывают свежие карандаши по коробочкам. Посылки ждут отправки в магазины и на предприятия. Но это уже история другого «путешествия».