Владислав Демченко: Учу роли в садах Коломенского

Владислав Демченко: Учу роли в садах Коломенского
Владислав Демченко: Учу роли в садах Коломенского

Заслуженный артист России, актер Театра имени Вахтангова переехал на юг столицы более десяти лет назад

— Я вырос в Санкт-Петербурге. Дворы-колодцы, окна — глядящие в окна, длинные зигзагообразные коридоры квартир, когда из одной комнаты невозможно докричаться в другую — звук тонет на поворотах. Я любил и эти дворы, и неторопливые прогулки по вечерам вдоль Невы и Лебяжьей канавки с обязательным выходом на Дворцовую площадь…

- Жизнь в Москве и Питере сильно отличается?

- Отличается, и прежде всего ритмом. Санкт-Петербург величавый, строгий, размеренный, как спокойное течение Невы. Москва — шумная, пульсирующая, вечно спешащая, как несущееся Садовое кольцо. Актерская профессия — публичная, и мне требуется периодическое уединение, тишина, поэтому я в последние годы так полюбил «Коломенское». Прихожу сюда с пьесой, сажусь под яблоней, готовлю роль. Вокруг носится пес Филипп, абсолютно счастливый, играющий яблоками, как мячиками. В «Коломенском» можно раствориться.

- В студенческие годы вам приходилось жить в арбатской коммуналке?

- В арбатских переулках прошла моя студенческая юность. Никогда не забуду, как, завалив экзамен по русскому языку при поступлении в Щукинское театральное училище, мы в унынии сидели с Аллой Мироновой на скамеечке во дворике под окнами Евгения Рубеновича Симонова, нашего будущего мастера. Я тогда сделал в диктанте 72 ошибки. Открылось окошко, и будущий педагог позвал нас к себе на серьезный разговор. В итоге я переписывал диктант в кабинете ректора… устно. До сих пор удивляюсь, как мастер во мне, человеке без какой-либо театральной биографии, разглядел артиста и доверил главную роль Подсекальникова в спектакле «Самоубийца» Эрдмана.

- Евгений Рубенович был настоящим интеллигентом. Говорят, что его, двухлетнего, качал на руках сам Борис Пастернак и что его арбатская квартира напоминала музей.

- В ней все было пропитано духом старины, историей, поэзией, театром. Афиши, картины, роскошная шаляпинская библиотека. Мастер всегда был элегантно одет, но иногда встречал нас и по-домашнему, в роскошном халате — азиатском, расшитом золотом. Мы приходили, читали пьесу «Смерть Павла I», которую тогда репетировали. И чувствовали, что он —носитель того самого воспитания, которое многим из нас было недоступно.

- Вашу роль Христофора Блохина зрители хорошо помнят по замечательным актерским работам Юрия Толубеева в Александринке и Зиновия Гердта в фильме Саввы Кулиша. Каков ваш Христофор?

- Он — «человек фантастического таланта и трудолюбия», соратник кукольника Балясникова. Для меня эта роль не свойственная — мой герой существует при своем гениальном друге, которого надо постоянно поддерживать, успокаивать. Между этой ролью и мной существует некий зазор.

- Есть что-то общее, что связывает ваши роли?

- Тема одиночества существует во всех ролях. Вопрос — отношение к этому одиночеству. Человек может жить и существовать среди людей, но быть одиноким. И еще тема любви. В каждой моей роли открывались разные ее ипостаси — к Отечеству, ребенку, делу, которым ты занимаешься. Я думаю, что у мужчины любовь к его делу даже первичнее, чем любовь к женщине.

- А вам ведь на сцене приходилось играть роль женщины? Причем женщины японской, что требует подготовки.

- В спектакле «Зачарованный смертью» мой герой, будучи ребенком, примеряет кимоно матери и представляет себя знаменитой японской певицей. Рассказывают, что Мария Биешу, одна из исполнительниц роли «Чио-Чио-сан», столкнулась с мнением японцев, утверждающих, что и смерть в Японии — ритуал. Со мной репетировал японский балетмейстер Марихиро Ивата, постановщик Большого театра. Он выстраивал мне пластический рисунок роли, потому что каждый жест в Японии имеет значение. Поначалу у меня было ощущение, что я не справлюсь. Но в итоге получилось.

- Сложно было существовать в кимоно, женском парике и деревянных японских туфлях?

- Сложно было японский характер донести. Но уникальность нашей профессии в том, что через нее мы можем прикоснуться к чему угодно.

Новости партнеров