Евгений Евтушенко: Если будет Россия, буду и я

14 мая 2016 года. Празднование юбилея театра «Современник» в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»
14 мая 2016 года. Празднование юбилея театра «Современник» в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»

Легендарный поэт выступил перед жителями округа

Уже на подъезде к зданию культурного центра ЗИЛ стало понятно: зал будет переполнен. Очередь ко входу выстроилась от самых ворот. На лицах — оживление и нетерпение, в руках — сборники стихов Евтушенко разных лет. Через несколько мгновений зиловский холл будет заполнен людьми. Книги поэта — распроданы. Телекамеры и фотоаппараты наготове, а первый звонок уже приглашает войти в зал.

Перед сценой расположилась съемочная группа одного из местных телеканалов. Идут съемки сюжета о Евтушенко, но ведущая никак не может сосредоточиться и все время сбивается. Через несколько дублей она скажет:

— Я осознаю, что это за человек, поэтому волнуюсь.

Волнуется не только ведущая, но и зрители. Когда-то, в 60-е годы, поэта вот так ожидали на стадионах и площадях. Поэтический бум в стране сделал имя Евтушенко незабвенным, а его стихи — символом хрущевской «оттепели».

На сцену выходит мэтр, и зал встает аплодируя. Невозможно представить себе ту энергию и внутреннюю силу, которая движет 84-летним Евтушенко. Тихим голосом он начинает обращаться к замершему залу с первой поэмой, и кажется, что силы поэта на исходе, как вдруг, оживляясь, он переходит на повышенные тона, доводя слушателя до исступления… Вновь, активно жестикулируя, поэт заканчивает читать произведение почти шепотом…

— Никакие политические идеи не стоят человеческой жизни, — вдруг произносит поэт. И снова следует череда волнующих, трагичных и одновременно таких близких русскому сердцу стихов, среди которых «Кладбище китов», «Петровское окно», «Бессмертный полк».

Наступает антракт, а зал не расходится. Сосед слева восторженно комментирует:

— Хотел бы и я в 84 года столько шутить и так любить жизнь.

После антракта Евтушенко не только не сбавляет оборотов, но будто перевоплощается — с какой-то невероятной энергией читает он свою «Казнь Стеньки Разина», проставляя акценты на каждом слове, меняя голос и выдерживая паузы… Зал рукоплещет. Истории из жизни переплетаются с лирикой, и четыре часа поэзии пролетают как одна минута.

После выступления Евгения Евтушенко корреспондент «ЮГ» лично пообщалась с поэтом о его творчестве.

- Евгений Александрович, вы действительно воздвигли себе нерукотворный памятник. На творческом вечере в культурном центре ЗИЛ зрите ли не хотели вас отпускать. Что вы чувствуете сегодня, выходя к своей аудитории?

- Я чувствую, что поскорее нужно заканчивать роман и двигаться дальше. Это лживая легенда, что у нас люди потеряли интерес к поэзии. Всюду люди ждут стихов, они ищут ответы на многие вопросы именно в литературе, по традиции, русской. И литература дает людям ответы на эти вопросы. Потому что читатели должны быть соавторами писателей. Я всегда запоминаю много людей, и в комнате, когда пишу один, проступают их лица, которые я видел в разных странах, в разных регионах нашей страны. Ожидающие лица.

У меня были такие строчки: «Поэзию рождает ожиданье поэзии — народом и страной». Вот такое ощущение у меня есть. И неправда, что это дает усталость, наоборот, это взаимообмен энергии, потому что ты отдаешь свою энергию людям, которые, в свою очередь, когда ты читаешь стихи, отдают тебе свою. Это все очень компенсируется. Я набираюсь сил на выступлениях, а не устаю.

- Это прекрасно, потому что вы действительно очень много путешествуете с концертами, у вас всегда много идей и планов. А есть ли среди ваших планов те, которые на данный момент в приоритете?

- Я выступал в 1992 году перед Съездом нейрохирургов мира, их было 2,5 тысячи человек. Я считал запись той речи потерянной, но один нейрохирург нашел ее, спас, и сейчас я занимаюсь тем, что перевожу самого себя с английского на русский, потому что это выступление предсказало неожиданно для меня самого многое из того, что сейчас происходит.

А сегодня я поеду в первый раз в Пятигорск, в Музей Лермонтова, и буду стоять на Машуке, месте дуэли. Я там никогда не был, понимаете, это огромное переживание. Лермонтов — один из лучших, замечательнейших поэтов…

- Я знаю, что это была ваша давняя мечта. В этой связи хотелось бы спросить, есть ли у вас мечты, которые не удалось реализовать?

- Мечты — нет, обязательства есть. Я обещал Федерико Феллини поставить фильм по моей поэме «Голубь Сантьяго». Прочтя ее на итальянском, он позвонил мне и сказал, что это готовый сценарий, очень просил снять фильм. Это привлекло бы большую аудиторию, чтобы помочь молодым людям, если они вдруг обезвериваются, видя цинизм некоторых взрослых. Но сначала я закончу свой роман, а фильм… вот эту мечту я должен осуществить обязательно, и снять его в Чили.

- Евгений Александрович, могли бы вы сформулировать девиз, которого придерживаетесь всю свою творческую жизнь?

- Наша страна многонациональна. Она была такой и продолжает быть, и она будет многонациональной. Я думаю о том, что братство народов нужно скрепить, не забывая обо всех его проблемах, соединенных в одну… Пушкин когда-то сформулировал нашу общую цель: «Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся»… Братство — это очень простая цель, но в то же время она требует отдачи. Помимо быта, который отнимает очень много времени, есть еще какие-то сверхзадачи, как их называл Станиславский. И это — цель жизни. Литература должна выполнять соединительную роль народов.

ДОСЬЕ

Евгений Евтушенко — советский и российский поэт. Наряду с Булатом Окуджавой, Андреем Вознесенским, Владимиром Высоцким и другими входит в число так называемых поэтов-шестидесятников. Лауреат Государственной премии СССР (1984 год). В 2004 году удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» третьей степени.

Новости партнеров