История большого города, подсмотренная с крыши ЗИЛа

История большого города, подсмотренная с крыши ЗИЛа
История большого города, подсмотренная с крыши ЗИЛа

Увидеть столицу с высоты птичьего полета могли все желающие

Один шаг в узкий дверной проем, и захватывает дух — впереди вся столица как на ладони. Вслед за участниками экскурсии «Москва с крыши» выбираемся под открытое небо. У перил, на краю, ждет москвовед Татьяна Воронцова. Сегодня она наш проводник в историю большого города.

КОЛОКОЛЬНЯ НА СТАДИОНЕ

Рассказ начинается с самого ближнего здания. Смотрим не вдаль, а… под ноги — это Культурный центр ЗИЛ, на чьей крыше мы стоим. Он построен в 30-е годы по проекту ведущих архитекторов авангарда — братьев Весниных.

— Возводили не на пустыре, — отмечает Воронцова. — Местом для строительства в 1931 году выбрали территорию древнейшего Симонова монастыря. Он прославился со времен Сергия Радонежского, к нему стекались паломники со всех уголков страны.

Сейчас с крыши видно лишь остаток южной стены. Сохранились только три башни: угловая Арсенальная, пятигранная Кузнечная и круглая Соляная, а также братский корпус и остов главного храма.

— Изначально там, где вы видите стадион, стояла колокольня. Она была на три кирпича выше, чем Колокольня Ивана Великого в Кремле. Бытует легенда, что до середины ХVIII века строить колокольню выше Ивана Великого не дозволялось, но, видимо, деньги и тогда многое решали. Говорят, монахи за эти лишние три кирпича ежегодно выплачивали по пуду серебра — своеобразный налог.

Не менее интересен был мужской монастырь. Постройка привлекала внимание архитектурной красотой, но даже она не спасла монастырь от уничтожения в 30-е годы. Его сровняли с землей, как и многие столичные храмы и монастыри в советские времена.

— К 1917 году в Москве существовало 50 монастырей и монастырских подворий, сейчас, притом что столица стала намного больше, их только 25. И это учитывая, что многие из закрытых в 1920–1930-е годы построек возвращены церкви, восстановлены и снова работают.

ПРОМЕНЯЛИ НА «САМОЛЕТ»

Веснины были не в восторге от места застройки, но строительство все-таки началось. Изначально проект предполагал сооружение двух огромных корпусов.

— Мы находимся на клубной части, она по форме напоминает самолет. Мы стоим на «крыльях», «корпус» тянется к Восточной улице, и «хвостик» идет параллельно ей. Это мода 1920–1930-х годов, когда сооружениям придавали форму машин и механизмов.

Но мало кто знает о второй, нереализованной части — театральной. Планировалось построить настолько большой театр, на сцену которого могли бы выезжать конницы и танки. Но после войны от задумки отказались. Теперь главный театральный зал расположен в «хвосте».

— Кстати, сам по себе ЗИЛ — яркий образец архитектуры авангарда: все оформлено строго. Главным украшением служат функциональные элементы — динамический орнамент из окон, архитектурные фонари и балконы.

ВЫСОТКА ПО РИСУНКУ СТАЛИНА

Не меньше баек хранят остальные здания, так хорошо видные с крыши ЗИЛа.

Взять, к примеру, Останкинскую башню архитектора Николая Никитина. Когда его спросили, как же пришла на ум необычная форма с широкой опорой и уходящим в небо шпилем, говорят, он ответил: «Моя супруга очень любит лилии. Поэтому башня выглядит, как перевернутая лилия — внизу «бутон» и в небо тянется «стебелек».

А еще есть две жилые высотки — на Котельнической набережной и на площади Восстания. Как не вспомнить фильм «Москва слезам не верит»? По сюжету героини стремятся попасть в высотку на площади Восстания. Есть небольшой секрет: девушки открывают двери в доме на площади Восстания, а в лифтовый холл заходят уже в доме на Котельнической набережной. Дело в том, что во время съемок фильма — а это был конец 70-х годов — в высотке на Восстании жили военные, а на Котельнической — артисты театра и кино. Видимо, договориться о съемках намного проще было с коллегами по цеху.

На фоне города темным силуэтом выглядывает Министерство иностранных дел.

— Вы обращали внимание, что это единственная московская высотка без звезды на шпиле? — спрашивает Татьяна Воронцова. — Здание начали строить в 1949 году. Существует байка, что Иосиф Сталин часто проезжал мимо стройки по пути на дачу в Кунцево. Как-то раз он заглянул к архитекторам и поинтересовался, что же должно получиться. Ему показали проект: здание завершалось горизонтальной площадкой с маленькими башенками и дорожками по бокам. Говорят, «лучший друг всех архитекторов» посмотрел и сказал: «Какое-то куцее у вас здание получается». Он пририсовал сверху башню, а так как изобразил он ее без звезды, то и строители не решились приделывать лишнее.

СПРАВКА

Татьяна Воронцова — редактор и ведущая прогулок проекта «ПрогулКИНО», один из авторов трехтомного путеводителя «Архитектура Москвы периода НЭПа и первой пятилетки». На своих экскурсиях Татьяна старается показывать Москву, какой ее видели режиссеры и операторы через прицел кинокамер и которой теперь можно любоваться лишь в старых фильмах.

Новости партнеров
Полезные ссылки