Лимузины вождей сходили с конвейера

4 августа 2016 года. Интерес к автомобилям завода не слабеет и сегодня
4 августа 2016 года. Интерес к автомобилям завода не слабеет и сегодня

Завод ЗИЛ отмечает 100-летний юбилей. Его ветераны и сегодня создают автомобили. Теперь — коллекционные

К столетнему юбилею Автозавода имени Лихачева его ветераны решили вспомнить уникальные автомобили, созданные в его цехах за целый век. В две линии около входа в Культурный центр ЗИЛ выстроились легковые и грузовые машины. Были здесь и грузовики на гусеницах, служившие на фронтах Великой Отечественной, и лимузины, предназначенные для первых лиц СССР. Замыкал колонну «тяжелой» техники по-настоящему легендарный ЗИЛ-130 — самый популярный грузовик Страны Советов, успевший не только стать общепризнанной основой экономики государства, но и засветиться практически во всех кинолентах советского времени.

— А вот эта машина — ЗИЛ115, — моим экскурсоводом по выставке автораритетов стал директор производства оригинальных и специальных автомобилей завода ЗИЛ Михаил Саттаров. — Он стал первым бронированным автомобилем в истории отечественного автопрома. Рядом — ЗИЛ-111В. На этой машине Юрий Гагарин проехал по всей столице до Кремля после своего триумфального полета. Бронированные машины, кстати, делали специально под первых лиц государства.

И броня была не лишней. На глав советского государства не раз совершались покушения. Так, в 1969 году под огонь попал ЗИЛ-111Г, принадлежавший Леониду Ильичу Брежневу. Это случилось 22 января, вождь советского народа встречал космонавтов Берегового, Терешкову и Николаева.

Именно они и находились в «Чайке», когда по ней у Боровицких ворот выпустил шестнадцать пуль младший лейтенант Советской армии Виктор Ильин. Космонавты остались целы, а вот водитель старший сержант Илья Жарков от полученных ранений скончался.

Рядом с представителем исторической 111-й серии разместился еще один знаковый автомобиль, произведенный на Заводе имени Лихачева — ЗИЛ-41047. Семиместный лимузин был недоступен обычным труженикам страны рабочих и колхозников. Такие автомобили полагались только членам политбюро. Сопровождали их подобные машины, но уже пятиместные — в таких ездила охрана важных чинов.

Лимузин не просто выглядел как новенький. На нем красовались только полученные государственные номера современного образца. Видя мое недоумение, Михаил Саттаров прояснил ситуацию и показал еще два автомобиля с номерами, регионом и флагом. Все как положено.

— Завода фактически не существует. Все это так, — рассказывал Михаил. — Но интерес к этим автомобилям не угас. Есть люди, которые любят такую технику. Группа наших ветеранов собрались вместе и стали снова производить автомобили ЗИЛ. Конечно, уже не в промышленных масштабах.

Модернизировать машины конструкторы не стали.

Спрос есть на точные копии исторических автомобилей, а не на современную конструкцию под старой маркой.

— Конечно, теперь это коллекционные автомобили, штучный товар, — поясняет Михаил. — У них даже двигатели те же самые, что были в ЗИЛах в 70-е и 80-е годы. Правда, стоит такое удовольствие совсем не дешево. Точная цена для каждого автомобиля своя, но колеблется она в пределах нескольких миллионов рублей.

КСТАТИ

К столетию автомобильного завода ЗИЛ госпредприятием «Марка», имеющим исключительное право производства почтовых знаков, были выпущены новенькие конверты и марки. Последние представляют собой рисунок: знаменитый грузовик ЗИЛ-130 на фоне первого исторического здания завода.

ЗИЛ — старейшая российская автомобильная компания. Она основана под именем АМО 2 августа 1916 года братьями-старообрядцами Рябушинскими, крупнейшими промышленными магнатами в России эпохи императора Николая II.

Свое нынешнее наименование — «Завод имени Лихачева» — предприятие получило в 1956 году вскоре после смерти директора завода Ивана Алексеевича Лихачева.

Новости партнеров
Полезные ссылки