Интермиссия выполнима

Ко Дню города памятник небесной дружбе между Советским Союзом и Чехословакией будет выглядеть как новый
Он стоит в шаге от выхода из станции метро «Пражская». Две белые фигуры, обнявшись, будто братья, смотрят вдаль со своего постамента, сжимая в руках шлемы от скафандров. Имя этому памятнику «Интеркосмос». Он появился здесь в 1985 году, а поводом для его создания послужила одна из самых масштабных космических и интернациональных программ Советского Союза.
— «Интеркосмос» стал беспрецедентной акцией, — рассказывает «ЮГ» ведущий специалист по истории отечественной пилотируемой космонавтики и ракетнокосмической техники, эксперт по особо важным историческим расследованиям Александр Глушко. — Ее идея заключалась в том, чтобы позволить гражданам стран соцлагеря побывать в космосе и принять участие в исследованиях, проходивших на орбите. «Интеркосмос» начался с запуска спутников в конце 60-х годов ХХ века. Решение об отправке экипажей было принято в июле 1976 года.
Подготовка космонавтов из стран соцлагеря началась двумя месяцами позже — в октябре того же 1976 года. Первыми для путешествия на орбиту были избраны летчики и выпускники Московской военно-воздушной академии имени Юрия Гагарина — капитан Владимир Ремек и майор Олдржих Пелчак. Первый входил в состав основного, а второй — дублирующего экипажей.
— Космонавты должны были прибыть на орбитальную станцию «Салют-6», — продолжает Александр Глушко.
Ей отводилась роль рекордсменки по продолжительности полетов, а потому присутствие на ней иностранных граждан только приветствовалось. Но у программы «Интеркосмос» бы ли и другие причины.
— Как правило, говоря на эту тему, редко учитывают политическую обстановку в странах соцлагеря в 70-х, — поясняет Александр Глушко. — Если вспомнить одну лишь «Пражскую весну» или настроения в Польше, станет понятно, насколько все шаталось. Эти процессы не затронули лишь Кубу и Вьетнам. Ситуацию нужно было исправлять, а отношения укреплять, а потому за государственный счет СССР было решено отправить по представителю этих стран в космос.
Чешские летчики проходили общекосмическую подготовку с 1 декабря 1976 года. В июне 1977 года их назначили в экипажи.
— Академик Валентин Глушко, будучи в то время генеральным конструктором, предложил свои варианты экипажей, — рассказывает историк космонавтики. — Он хотел поставить вместе Владимира Ремека и Виталия Севастьянова, а дублерами сделать Олдржиха Пелчака и Юрия Исаулова. Но по до сих пор неизвестным до конца причинам предложение Глушко было отклонено. Судя по всему, отдельных космонавтов просто не хотели видеть в программе. В итоге в пару с Ремеком встал полковник Алексей Губарев, а в дублирующий экипаж попал Николай Рукавишников.
Вторая замена была вызвана вполне резонным соображением — в паре космонавтов должен был находиться человек, который уже успел побывать в космосе.
— В отличие от этой экспедиции полет Ремека и Губарева закончился успешно, — продолжает Александр Глушко. — Космонавты благополучно состыковались со станцией «Салют-6» 3 марта 1978 года и пробыли там семь дней. В то время на «Салюте» работала постоянная экспедиция в составе Юрия Романенко и Георгия Гречко. У первого страшно разболелись зубы, так что космонавты всерьез думали отправить его на землю вместе с Владимиром Ремеком, а Алексея Губарева оставить на орбите. Но Романенко отказался: даже мучения, которые он испытывал, не могли заставить его прервать миссию.
Будучи на орбите, Владимир Ремек и Алексей Губарев провели целый ряд научных экспериментов. Они искали из космоса месторождения полезных ископаемых на территории Чехословакии, проводили биологические и химические опыты. Работа, проведенная исследователями, дала мощный толчок развитию чешской науки и экономики.