Сложная, сиюминутная, органичная

1 декабря 1966 года. Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж в спектакле «Эта странная миссис Сэвидж»
1 декабря 1966 года. Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж в спектакле «Эта странная миссис Сэвидж»

27 августа исполнилось 120 лет со дня рождения Фаины Георгиевны Раневской. Лондонская энциклопедия «Кто есть кто?» включила Раневскую в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Сегодня старейшая народная артистка России Ирина Карташева вспоминает о тех днях, когда они вместе играли на прославленной сцене.

— Я благодарна судьбе, что она меня свела в театре с Фаиной Георгиевной. Мы играли вместе в трех спектаклях «Рассказ о Турции», «Странная миссис Сэвидж» и «Дальше — тишина». Надо сказать, что многие рассказы о Раневской не соответствуют действительности, она была человеком достаточно одиноким, грустным. Хотя у нее были потрясающие друзья, которые составляли культуру того времени — и Анна Ахматова, и Борис Пастернак, и Дмитрий Шостакович.

Фаина Георгиевна была очень образованна, бесконечно любила поэзию, особенно Пушкина. Мне выпало счастье быть ее партнершей. Партнершей она была сложной, сиюминутной, органичной. Она не терпела фальши, трепетно и строго относилась к себе и к коллегам по сцене.

Иногда мне ее сегодня не хватает. Когда уходит такая грандиозная личность, это всегда ощутимо. Мне не хватает ее чувства юмора и самоиронии. Помню, как однажды она меня попросила зайти к ней в гримерку, сообщив, что слегка переписала пьесу. Мы тогда играли спектакль «Рассказ о Турции», который она не любила. Потому что автор Назым Хикмет был хорошим поэтом, но плохим драматургом. Раневская играла роль матери героя. А герой оказывался предателем. Войдя в гримерку, я услышала от Раневской следующую интерпретацию: «Действие происходит в сумасшедшем доме. Народная артистка Советского Союза в нижнем белье, увешанная орденами, делает в воздухе кульбит и кричит герою: «Отдай мне мое молоко!» Правда, это лучше, чем у Хикмета?»

Раневская была человеком вне быта, совершенно неустроенным. Помню, как мы с трудом уговорили купить в Риге хороший гарнитур. Она как раз получила новую прекрасную квартиру в Южинском переулке, в которой ничего не было. Но двери которой всегда были открыты «для хороших людей».

Новости партнеров